Земля под охраной

Содержание

Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт

Земля под охраной

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/osobo-oxranyaemye-prirodnye-territorii/

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земля под охраной

Предназначение наших земель может быть совершенно разным – одни угодья активно используются для сельскохозяйственных работ, другие применимы в оборонной промышленности, а третьи предназначаются для организации на них поселений.

Но отдельный интерес представляют собой земли особо охраняемых территорий и объектов. Как их можно использовать?

Территории особого назначения: что гласит закон

Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ). В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение.

В том числе:

  • научное;
  • эстетическое;
  • рекреационное;
  • оздоровительное;
  • природоохранное;
  • историко-культурное.

Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.

Состав ООПТ

Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.

К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:

  1. Области, определенные под санаторные, курортные и лечебные зоны.
  2. Регионы проживания и природопользования малых коренных народов РФ.
  3. Природоохранные земли, основное предназначение которых – забота и охрана природы.
  4. Историко-культурные. Районы, имеющие особую важность для культурного наследия нашей страны.
  5. Рекреационные. Сюда относятся территории, выделенные для туризма, занятий спортом и оздоровительного отдыха.
  6. Заповедные природные комплексы. Сюда входят национальные парки, ботанические сады, дендрарии, государственные заказники (районы произрастания редких растений, мест обитания вымирающих животных и различные геологические мемориалы-образования). В этот список включены и биосферные резервации – заповедные области под охраной ЮНЕСКО, созданные искусственно для сохранения экологических систем и природного генофонда.

К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.

Объекты Всемирного наследия

На территории России расположены 11 территориальных объектов, относящихся к Мировому природному наследию.

Это следующие зоны:

  • леса Коми (север Уральских гор);
  • вулканы камчатского полуострова;
  • Ленские столбы (национальный парк Якутии);
  • озеро Байкал (глубочайшее озеро на планете);
  • остров Врангеля (находится в Северно-Ледовитом океане);
  • горы Алтая (горная система Центральной Азии и юга Сибири);
  • Сихотэ-Алиньский комплекс (расположен на Дальнем Востоке);
  • районы западного Кавказа (часть горной системы Большого Кавказа);
  • Даурский биосферный заповедник (природная территория Монгол-Дагуур);
  • Убсунурская котловина (природный биосферный заповедник в республике Тыва);
  • плато Путорана (горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).

Все земли, включенные в зону всемирного наследия и охраны, включают в себя 5 национальных парков, 13 заповедников и 2 госзаказника. В России общее число территорий со статусом ООПТ составляет 12 000. Их общая площадь порядка 233 млн га. Большую часть из них (около 65%) занимают охраняемые земли регионального значения.

Порядок присвоению территорий статуса «Особо охраняемых» устанавливается Правительством РФ либо уполномоченными региональными ведомствами. Земли ООПТ не подлежат приватизации.

Предназначения земель со статусом ООПТ

Главное назначение территорий со статусом ООПТ – это изучение объекта и его охрана. Любая другая деятельность и использование, особенно та, которая прямо либо косвенно наносит урон, не допустима.

Но есть исключения на разрешенное использование – на охраняемых землях властями допускается обустройство лечебно-оздоровительных учреждений или туристических комплексов.

Специальное землепользование

Следует знать, что на данных участках запрещаются любые действия и работы, противоречащему действующему российскому законодательству и не связанные с изучением объектов.

На землях особо охраняемых природных территорий запрещается самостоятельное изменение установленного целевого использования – вся будущая деятельность должна соответствовать установленному правовому режиму.

Чтобы получить разрешение на специальное землепользование в отношении охраняемых территорий, проводятся следующие процедуры:

  1. Межевание (геодезический метод определения границ земельных участков).
  2. Регистрация территорий в государственном кадастровом учете.
  3. Присвоение участку индивидуального номера.

Лишь после прохождения всех процедур, выделенные территории могут использоваться для специального пользования. В редких исключениях властью может быть разрешено и обустройство на таких землях частных участков, при условии, что деятельность собственника не наносит экологический вред.

Выделенный надел для личного пользования из зоны ООПТ запрещается переводить в другую категорию и использовать не по установленному назначению.

Земельный участок также может быть изъят из частных владений в случае признания его природным государственным заказником или же при нахождении на нем объекта, который имеет статус природного памятника. Но официальное изъятие относится к добровольной процедуре и не может быть применено в насильственной мере.

Запрещенная деятельность

В отношении территорий со статусом ООПТ есть ряд строгих ограничений. Собственникам территорий следует знать, что можно строить на вверенных участках, а что запрещается.

К запретам относят такие мероприятия:

  • возведение инженерных сооружений;
  • организация дачных/садоводческих участков;
  • создание автомобильных развязок или магистралей;
  • обустройство проездов либо стоянок для транспорта;
  • строительство прогонов для сельскохозяйственных животных и птиц;
  • строительство построек хозяйственного, административного и жилого типа;
  • любой иной вид деятельности, не предусмотренный действующим законодательством.

Ко всем землям категории ООПТ, обладающими ценными для государства и общества качествами, применяется особый правовой режим охраны. Это обеспечивает сохранность земельных территорий от негативного влияния окружающей среды и вредного воздействия граждан.

Деление охраняемых земель на зоны

Российское законодательство, преследуя цель уберечь особо охраняемые земли от вредного воздействия человеческой и природной деятельности, подразделяет подобные участки на три категории.

Это следующие функциональные зоны:

  1. Заповедные зоны. Территории относящиеся к основным, главным объектам охраны. Они играют ключевую роль в сохранении и восстановлении природных объектов.
  2. Буферные регионы. Регионы, прилегаемые к заповедным. Несут функции защитного ограждения основных природоохранных зон.
  3. Охранные переходные районы. Определенные части заповедных территорий. На них могут располагаться поселения и эксплуатируемые в хозяйстве участки.

Для препятствия негативных воздействий на заповедные зоны, все границы подобных наделов имеют специальную разметку. Она устанавливается с использованием определенных знаков.

Особенности резервирования ООПТ

Для создания новых охранных зон и расширения (при необходимости) уже ограниченных земель ООПТ, территориальные ведомства, наделенные особыми полномочиями, могут выносить решения об их резервации.

То есть, устанавливать дополнительные ограничения на их использование вплоть до присвоения данным территориям статуса особой охраны. Весь порядок такой процедуры происходит в соответствии с установленным государством регламентом.

Земли национальных парков и заповедников

Данные территории не могут быть приватизированными. Управление ими осуществляют специальные ведомства, наделенные особыми гос. полномочиями. Но в исключительных случаях есть возможность нахождения на таких областях частных наделов.

Их владельцам разрешается эксплуатировать эти участки при условии отсутствия каких-либо негативных воздействий на территории парков/заповедников. Запрещены и любые работы, нарушаемые установленный властями особый режим.

Лечебно-оздоровительные территории

Согласно действующему закону ЗК РФ за № 96 основные предназначение таких территорий – это проведение лечебно-оздоровительных комплексов (отдых, лечение, восстановление и профилактика заболеваний у россиян).

Для этого активно используются находящиеся на таких местах ресурсы и водно-природные источники. В данных районах разрешается возводить санатории, курорты, здравницы и лечебницы.

Для исключения случайного вреда таким районам и создания/поддержания благоприятных санаторных условий все подобные территории подразделяются на санитарные округа, в которых устанавливается особый режим сан. охраны.

Земельные районы, примыкающие к первой и основной санитарной зоне, могут изыматься (выкупаться) у частных владельцев по регламенту ст. 55 ЗК РФ.

Районы природоохранного предназначения

Согласно новым правкам закона 97 ЗК РФ к таким землям относятся участки с защитным лесонасаждением (помимо искусственно созданных лесополос на территории лесного фонда).

Хозяйственная деятельность в этих районах разрешается в ограниченном виде, со строгим соблюдением правового и охранного режима.

Выкуп или официальное изъятие у собственников таких земель не производится. А в регионах проживания коренных малых народов РФ разрешается и внутреннее образование участков, природопользование которых регламентируется на уровне местных властей в соответствии с законом 164 РФ.

Рекреационные участки

По регламенту статьи 98 ЗК России к таким территориям относятся участки, предназначенные для туризма, отдыха и возведения спортивно-оздоровительных объектов.

Например:

  • кемпинги;
  • пансионаты;
  • спортивные базы/лагеря;
  • учебно-физкультурные организации;
  • турбазы, станции, парки и палаточные городки;
  • проложенные туристические тропы (маршруты).

На тропы и маршруты для туризма может накладываться сервитут (право использования данной территории, не дающее владельцам все права собственности). При этом запрещается любая деятельность иного рода, но изъятие таких участков не происходит.

Участки культурно-исторического предназначения

Согласно действующему закону (а именно статьи 99 ЗК РФ) в перечень таких объектов входят культурные и исторические земли, признанные наследием нашей страны.

Это следующие земельные районы:

  • исторические памятники;
  • археологические достопримечательности;
  • места гражданских и военных захоронений;
  • районы, связанные промышленным, ремесленным и промысловым бытом.

Главной особенностью таких районов становится их пограничное расположение с заселенными землями (городами, селами, деревнями). Использовать подобные земельные участки в своих целях или изменять их статус запрещается.

Земли со статусом «особо ценные»

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регламентируется действующим законом РФ за № 100. К таким участкам относятся места, представляющие особую ценность.

Например:

  • природные ландшафты;
  • месторождения ценных ископаемых;
  • районы обитания редких растений и животных;
  • районы, где проводится исследовательская и научная деятельность.

Данные земли подразумевают наличие частных владельцев и арендаторов на их территории. На собственников подобных участков возложена важная миссия по сбережению и охране вверенных им участков.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2021 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Выводы

Земельные территории – это главное и очень важное достояние России. К землям, находящимся в статусе заповедных, особо охраняемых, прилагается масса усилий в целях их сбережения и восстановления экосистемы.

Особенное внимание уделяется территориям, входящим в зону защиты от ЮНЕСКО. Такие участки – ценный дар от природы, и их необходимо беречь и сохранять, не давая в руки частников, ищущих прибыль.

Подобные земли находятся в зоне особой государственной ответственности: правовой и охранной.

Источник: http://expert-home.net/zemli-osobo-ohranyaemyh-territorij-i-obektov/

Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

Земля под охраной

Назна­че­ние земель может быть самым разным:

  • одни из них исполь­зу­ют­ся для веде­ния сель­ско­го хозяйства;
  • дру­гие име­ют про­мыш­лен­ное и обо­рон­ное значение;
  • тре­тьи пред­на­зна­че­ны для поселений.

Так­же име­ют­ся зем­ли лес­но­го, вод­но­го фон­да и зем­ли запа­са. Все­го Земель­ным кодек­сом выде­ля­ет­ся целых семь кате­го­рий, сре­ди кото­рых отдель­ный инте­рес вызы­ва­ют зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий и объ­ек­тов. Это един­ствен­ная кате­го­рия, по назва­нию кото­рой труд­но судить о назна­че­нии.

Вооб­ра­же­ние может нари­со­вать что угод­но: сек­рет­ные зоны и воен­ные объ­ек­ты, обне­сён­ные колю­чей про­во­ло­кой, с охран­ни­ка­ми по все­му пери­мет­ру, под­зем­ные бун­ке­ры, тай­ные лабо­ра­то­рии и мно­гое дру­гое. На самом деле эти тер­ри­то­рии дале­ки от это­го, и охра­ня­ют­ся они не столь­ко охран­ни­ка­ми, сколь­ко госу­дар­ствен­ным пра­вом.

Соче­та­ние “осо­бо охра­ня­е­мые” озна­ча­ет, что на их тер­ри­то­рии дей­ству­ют осо­бые законы.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав

Земель­ным Кодек­сом осо­бо охра­ня­е­мым зем­лям посвя­ще­ны ст. 94 — 100.

К зем­лям осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий отно­сят­ся зем­ли при­ро­до­охран­но­го, исто­ри­че­ско­го, науч­но­го, куль­тур­но­го, рекре­а­ци­он­но­го и дру­го­го зна­че­ния. Они охра­ня­ют­ся зако­ном и выве­де­ны (частич­но либо пол­но­стью) из хозяй­ствен­но­го обо­ро­та реше­ни­ем цен­траль­ных, реги­о­наль­ных и мест­ных властей.

Состав земель особо охраняемых территорий

К ООТ отно­сят­ся шесть типов:

  • осо­бо охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии (ООПТ);
  • зем­ли при­ро­до­охран­но­го*, исто­ри­ко-куль­тур­но­го, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го, рекреационного**назначения;
  • осо­бо цен­ные земли.

*  При­ро­до­охран­ные — зем­ли, назна­че­ние кото­рых — охра­на природы.

** Рекре­а­ци­он­ный — оздо­ро­ви­тель­ный (отдых и заня­тия физ­куль­ту­рой, спор­том, туризмом).

Зем­ли могут быть отне­се­ны к ООТ феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го либо мест­но­го зна­че­ния по реше­нию пра­ви­тель­ства Рос­сии, орга­нов субъ­ек­тов РФ или ОМСУ.

Зем­ли ООПТ и тер­ри­то­рии, где име­ют­ся объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия, мож­но исполь­зо­вать толь­ко по их целе­во­му назна­че­нию. Дру­гое исполь­зо­ва­ние запре­ще­но либо огра­ни­че­но в допу­сти­мых слу­ча­ях, уста­нов­лен­ных Земель­ным Кодек­сом и зако­на­ми РФ.

Правовой статус земель ООПТ

Пра­во­вой ста­тус земель осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий регу­ли­ру­ет­ся феде­раль­ным зако­ном ФЗ N 33 и ст. 95 ЗК РФ.

Назна­че­ние земель ООПТ — охра­на при­род­ных объ­ек­тов и их изу­че­ние. Дру­гое исполь­зо­ва­ние и любая дея­тель­ность, нано­ся­щая вред при­род­ной зоне, не допус­ка­ет­ся. Исклю­че­ние — частич­ная хозяй­ствен­ная или рекре­а­ци­он­ная дея­тель­ность на спе­ци­аль­но предо­став­лен­ных для неё земель­ных участ­ках (созда­ние тури­сти­че­ских и лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ных объектов).

  • Зем­ли ООПТ явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной, муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью, а так­же соб­ствен­но­стью субъ­ек­тов РФ. Они не под­ле­жат приватизации.
  • В отдель­ных слу­ча­ях зако­ном допус­ка­ет­ся нали­чие част­ных земель­ных участ­ков, при­ле­га­ю­щих к ООПТ, если дея­тель­ность их соб­ствен­ни­ков не нано­сит вре­да окру­жа­ю­щей сре­де. При этом запре­ще­ны пере­вод ЗУ из одной кате­го­рии в дру­гую и исполь­зо­ва­ние наде­ла не по целе­во­му назначению.
  • Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят, если он будет объ­яв­лен госу­дар­ствен­ным при­род­ным заказ­ни­ком (изъ­я­тие при этом не явля­ет­ся обя­за­тель­ной мерой), либо если нахо­дя­щий­ся на нем при­род­ный объ­ект будет при­знан памят­ни­ком природы.

Деление ООПТ на зоны

В целях исклю­че­ния вред­но­го вли­я­ния на при­ро­ду от хозяй­ствен­ной и чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий могут раз­де­лять­ся на три функ­ци­о­наль­ные зоны:

  • запо­вед­ная зона, кото­рая явля­ет­ся основ­ной, и выпол­ня­ет функ­ции сохра­не­ния при­род­ных объ­ек­тов или их восстановления;
  • буфер­ная зона — при­ле­га­ет к запо­вед­ной и ограж­да­ет её от внеш­них тер­ри­то­рий, на кото­рых рас­по­ло­же­ны хозяй­ствен­ные объекты;
  • пере­ход­ная охран­ная зона — часть запо­вед­ной, име­ю­щая антро­по­ген­ные фак­то­ры вли­я­ния из-за при­ле­га­ю­щих к ней участ­ков с посе­ле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми раз­ре­шен­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с рекре­а­ци­ей, зем­ле­поль­зо­ва­ни­ем, лесо­поль­зо­ва­ни­ем, водо­поль­зо­ва­ни­ем и др.

Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ

В гра­ни­цах ООПТ (либо в гра­ни­цах функ­ци­о­наль­ных зон) запрещено:

  • созда­вать садо­вод­че­ские или дач­ные участки;
  • стро­ить доро­ги, дома, инже­нер­ные сооружения;
  • устра­и­вать транс­порт­ные сто­ян­ки, про­ез­ды для транс­пор­та и про­го­ны для скота;
  • осу­ществ­лять все про­чие виды дея­тель­но­сти, запре­щён­ные законом.

Земли особо охраняемых природных территорий России

На тер­ри­то­рии РФ име­ют­ся 11 объ­ек­тов, при­знан­ных объ­ек­та­ми Все­мир­но­го при­род­но­го насле­дия со сле­ду­ю­щи­ми названиями:

  • Дев­ствен­ные леса Коми.
  • Вул­ка­ны Камчатки.
  • Озе­ро Байкал.
  • Ост­ров Врангеля.
  • Цен­траль­ный Сихотэ-Алинь.
  • Золо­тые горы Алтая.
  • Запад­ный Кавказ.
  • Ланд­шаф­ты Даурии.
  • Убсу­нур­ская котловина.
  • Лен­ские столбы.
  • Пла­то Путорана.

Эти объ­ек­ты все­мир­но­го насле­дия включают:

  • три­на­дцать заповедников;
  • пять наци­о­наль­ных парков;
  • три госу­дар­ствен­ных заказника.

Общее коли­че­ство ООПТ в Рос­сии — 12000 (сюда вхо­дят зем­ли госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го и муни­ци­паль­но­го зна­че­ния), общей пло­ща­дью око­ло 233 млн. га:

  • 296 ООПТ феде­раль­но­го зна­че­ния (свы­ше 62 млн. га);
  • 10570 ООПТ реги­о­наль­но­го зна­че­ния (око­ло 60 % общей площади);
  • 1070 ООПТ мест­но­го зна­че­ния (око­ло 50 млн. Га).

Земли лечебно-оздоровительного назначения

Соглас­но ст. 96 ЗК РФ, назна­че­ние зем­ли лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го назна­че­ния — отдых, лече­ние, про­фи­лак­ти­ка болез­ней и оздо­ров­ле­ние граж­дан посред­ством при­род­ных источ­ни­ков и ресур­сов, вхо­дя­щих в состав земель. На них раз­ре­ша­ет­ся стро­ить сана­то­рии, лечеб­ни­цы, курорты.

  • Что­бы исклю­чить вред для эко­си­стем и создать бла­го­при­ят­ные сани­тар­ные усло­вия, зем­ли делят на сани­тар­ные зоны (окру­га), в кото­рых вво­дит­ся режим осо­бой сани­тар­ной охраны.
  • Земель­ные участ­ки, гра­ни­ча­щие с пер­вой сани­тар­ной зоной, могут быть изъ­яты или выкуп­ле­ны у их соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров (поль­зо­ва­те­лей или вла­дель­цев), на осно­ва­нии ст. 55 ЗК.
  • На тер­ри­то­рии, при­мы­ка­ю­щей ко вто­рой и тре­тьей зонам, воз­мож­но огра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние ЗУ.

Земли природоохранного назначения

В новой интер­пре­та­ции ст. 97 в состав земель при­ро­до­охран­но­го назна­че­ния вхо­дят толь­ко два вида:

  • защит­ные лесо­на­саж­де­ния (кро­ме защит­ных лес­ных полос на зем­лях лес­но­го фонда);
  • дру­гие земли.

Ста­рые вер­сии ста­тьи, содер­жа­щие пять видов при­ро­до­охран­ных земель. утра­ти­ли свою силу.

Хоз­де­я­тель­ность раз­ре­ше­на в огра­ни­чен­ном вари­ан­те с соблю­де­ни­ем охран­но­го и пра­во­во­го режи­ма, допус­ка­ю­ще­го исполь­зо­ва­ние по основ­но­му назна­че­нию и огра­ни­чи­ва­ю­ще­го дру­гие виды деятельности.

  • Изъ­я­тия или выку­па ЗУ, рас­по­ло­жен­ных в гра­ни­цах земель не производится.
  • Гра­ни­цы участ­ков, выде­лен­ных для юри­ди­че­ских лиц, долж­ны быть выде­ле­ны меже­вы­ми зна­ка­ми инфор­ма­ци­он­но­го значения.
  • В мест­но­стях, где исто­ри­че­ски про­жи­ва­ют малые корен­ные наро­ды РФ, воз­мож­но обра­зо­ва­ние тер­ри­то­рий при­ро­до­поль­зо­ва­ния дан­ных наро­дов, поря­док кото­ро­го уста­нов­лен феде­раль­ным зако­ном N 164 ФЗ.

Земли рекреационного значения

В зем­ли рекре­а­ци­он­но­го назна­че­ния по ст. 98 ЗК, вхо­дят тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния спор­тив­но-оздо­ро­ви­тель­ных объ­ек­тов и объ­ек­тов для отды­ха и туризма.

К ним относятся:

  • пан­си­о­на­ты;
  • спор­тив­ные лаге­ря и базы;
  • учеб­но-физ­куль­тур­ные лагеря;
  • кем­пин­ги;
  • тури­сти­че­ские стан­ции, базы, лаге­ря, пала­точ­ные город­ки, парки;
  • про­ло­жен­ные тро­пы и маршруты;
  • дру­гие подоб­ные объекты.

На ЗУ, через кото­рые про­хо­дят тури­сти­че­ские тро­пы и марш­ру­ты, может быть нало­жен серви­тут. При этом изъ­я­тия самих участ­ков не происходит.

Запре­ще­на дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая глав­но­му назна­че­нию ЗРН.

Земли историко-культурного назначения

На зем­лях исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния нахо­дят­ся (ст. 99 ЗК РФ):

  • исто­ри­че­ские и куль­тур­ные объ­ек­ты, при­знан­ные куль­тур­ным насле­ди­ем страны;
  • архео­ло­ги­че­ские памятники;
  • исто­ри­че­ские досто­при­ме­ча­тель­ные места, в т. ч. и свя­зан­ные с про­мыс­ло­вым, ремес­лен­ным или про­мыш­лен­ным бытом;
  • захо­ро­не­ния (воен­ные или гражданские).

Осо­бен­но­сти тер­ри­то­рий исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния в том, что они гра­ни­чат с зем­ля­ми посе­ле­ний (насе­лён­ных пунк­тов). Исполь­зо­вать зем­ли не по назна­че­нию либо менять их кате­го­рию нельзя.

Част­ные земель­ные участ­ки не изы­ма­ют­ся, за исклю­че­ни­ем отдель­ных слу­ча­ев. На участ­ках, закры­тых для иссле­до­ва­ний, пол­но­стью исклю­че­на любая хозяй­ствен­ная деятельность.

В целях сохра­не­ния исто­ри­ко-куль­тур­ных памят­ни­ков, при­род­но­го или город­ско­го ланд­шаф­та меж­ду зем­ля­ми и при­мы­ка­ю­щим к ним посе­ле­ни­ям уста­нав­ли­ва­ют­ся охран­ные зоны:

  • в гра­ни­цах земель вне зоны посе­ле­ний дей­ству­ет осо­бый режим — здесь запре­ще­на любая дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая основ­но­му назна­че­нию земли;
  • на ЗУ, нахо­дя­щих­ся в охран­ных зонах вне тер­ри­то­рии земель, зем­ле­поль­зо­ва­ние и стро­и­тель­ство ведёт­ся при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний по охране исто­ри­че­ских и куль­тур­ных памят­ни­ков (феде­раль­ный закон N 232 — ФЗ).

Особо ценные земли

К осо­бо цен­ным зем­лям, соглас­но ст. 100 ЗК РФ, отно­сят­ся при­род­ные, исто­ри­че­ские, куль­тур­ные, науч­ные объ­ек­ты, кото­рые пред­став­ля­ют осо­бую ценность:

  • при­род­ные ландшафты;
  • памят­ни­ки архитектуры;
  • места сов­мест­но­го оби­та­ния живот­ных и растений;
  • место­рож­де­ния ред­ких полез­ных ископаемых;
  • участ­ки, на кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся науч­ная иссле­до­ва­тель­ская деятельность.

На вла­дель­цев, соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров и поль­зо­ва­те­лей земель­ных участ­ков воз­ло­же­на ответ­ствен­ность по их сохранности.

Заклю­че­ние

Зем­ля — глав­ное наци­о­наль­ное досто­я­ние Рос­сии.

Это вид­но по соста­ву земель осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий, на кото­рых нахо­дят­ся уни­каль­ные ланд­шаф­ты при­ро­ды, запо­вед­ни­ки и пар­ки, памят­ни­ки куль­тур­но­го и исто­ри­че­ско­го насле­дия, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ные ком­плек­сы, тури­сти­че­ские и спор­тив­ные базы и мно­гое дру­гое. Осо­бо выде­ля­ют­ся зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, сре­ди кото­рых 11 нахо­дят­ся под защи­той ЮНЕСКО.

Все это — как пода­рен­ное при­ро­дой, так и создан­ное людь­ми, нуж­но ценить и беречь, исполь­зуя по назна­че­нию. Не сто­ит отда­вать подоб­ное в руки ком­мер­сан­тов. Имен­но поэто­му дан­ные тер­ри­то­рии нахо­дят­ся под осо­бой охра­ной и пра­во­вой защитой.

(Зако­ны)

Источник: https://moezhile.ru/zakony/zemli-osobo-ohranaemyh-territorij.html

Земля под охраной государства

Земля под охраной
Вернуться к списку статей

Рубрика: Человек и закон

09.02.2019

Нововведения в законодательстве усилили контроль над бережным отношением к земле

С 5 декабря 2018 года вступили в действие положения приказа Минприроды России «О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238».

Разъяснения по нему дал Государственный инспектор отдела госземнадзора Чулпан Гареев: — Приказом, в частности, уточняется формула исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Так, общий объем вреда, причиненного почвам, согласно изменениям, определяется как сумма размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.

Также размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления; размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными); размера вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы и размера вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы. В Приказе, кроме того, приводится порядок расчета отдельных показателей, необходимых для исчисления общего объема вреда, причиненного почвам, а также определяются новые размеры такс для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почв; такс для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении; а также утверждается таблица определения мощности почвы в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги. — Какие еще изменения в область вашей деятельности принес наступивший год? — Ну, хотелось бы сказать еще об особенностях проведения в 2019–2020 годах некоторых видов плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в Российской Федерации был объявлен мораторий по проведению контрольно-надзорными органами плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так называемые «надзорные каникулы» коснулись и аграриев, относящихся к малым формам хозяйствования на селе и обязанных использовать в своей хозяйственной деятельности сельхозземли. Но в октябре 2018 года Президентом Российской Федерации В. Путиным было предложено продлить «надзорные каникулы» для малого бизнеса ещё на два года, но только для тех хозяйствующих субъектов, в отношении которых необходим постоянный и жёсткий контроль. И вот Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен новой статьей (26.2), согласно которой в 2019–2020 годах в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, плановые проверки могут проводиться только в случаях проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска; плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством РФ; плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований; плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности. При осуществлении государственного земельного надзора внедрен риск-ориентированный подход, позволивший для земельных участков сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установить категории риска (средний, умеренный и низкий). Таким образом, в 2019 году и в последующие годы к представителям малого бизнеса, занимающихся сельскохозяйственным производством и использующих сельскохозяйственные угодья в составе земельных участков с категорией среднего и умеренного риска, в плановом порядке с проверкой могут прибыть государственные земельные инспекторы Россельхознадзора.

О том, когда и в отношении кого будут проводиться плановые проверки, можно будет узнать исходя из ежегодного плана проверок в сфере госземнадзора на 2019 год, размещенного на официальном сайте Управления Россельхознадзора по РБ.

МИЦ “Дружба”, Фирдаус Кадикова

Источник: https://mishred.rbsmi.ru/articles/chelovek-i-zakon/zemlya-pod-okhranoy-gosudarstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.