Уклонение от постановки на воинский учет

Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту

Уклонение от постановки на воинский учет

Уголовная ответственность. Действующим законодательством установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей, возложенных на них ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу. Уклонением от военной службы, согласно п. 4 ст.

31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Поскольку призыв на военную службу является одним из способов комплектования Вооружённых Сил РФ, уклонение от призыва является способом уклонения от военной службы.

Исходя из сказанного, только это и никакое другое деяние (т.е. только неявка по повестке без уважительных причин) может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

Тем не менее, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», область применения ч. 1 ст. 328 УК РФ была расширена.

Так, в числе деяний, образующих состав преступления, предусмотренного данной нормой, Пленум назвал: а) самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу, б) получение призывником обманным путём освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана, в) отказ призывника от получения повестки военного комиссариата под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу, г) отказ призывника от получения направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу, д) убытие на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд за пределы РФ без снятия с воинского учёта, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, е) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учёт, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, ж) уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии при наличии умысла на уклонение от призыва на военную службу. Представляется, что столь вольным прочтением объективной части преступления Пленум Верховного Суда РФ создал новую норму права, т.е. вышел за рамки своих полномочий. Тем не менее, автор не строит иллюзий относительно развития судебной практики и полагает, что суды будут руководствоваться не буквальным содержанием ч. 1 ст. 328 УК РФ, а его расширительным толкованием, данным Пленумом Верховного Суда.

Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • либо арестом на срок до шести месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет.

Право инициирования привлечения граждан к ответственности за совершение указанного правонарушения принадлежит призывной комиссии и военному комиссару в силу п. 12 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

328 УК РФ, подследственные Следственному комитету РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и подсудны районным судам (судам первого звена) (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного: гражданин, уклоняющийся от призыва, осознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (или не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично). О наличии умысла в действиях гражданина можно судить по факту его неявки на мероприятия, связанные с призывом, по повестке военного комиссара, без уважительных причин. Таким образом, для установления в действиях гражданина умысла, требуется установить: а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; б) отсутствие уважительных причин неявки; в) факт вручения гражданину повестки. Совокупно три указанные обстоятельства, по мнению автора, явственно свидетельствуют о сознательном нежелании гражданина являться на мероприятия, связанные с призывом, т.е., в итоге – об умысле гражданина на уклонение от призыва на военную службу. Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для усмотрения в действиях призывника нет (а значит, нет и оснований для привлечения к уголовной ответственности). Некоторые практикующие юристы полагают, что п. 4 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяет усомниться в возможности привлечения к ответственности гражданина, не явившегося без уважительным причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по однократной повестке военного комиссариата. Постановление Пленума, считают они, указывает на необходимость установить неоднократную неявку без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд. Не могу согласиться с представленной позицией. Постановление Пленума в п. 4 даёт лишь примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях призывника умысла на совершение преступления, относя сюда и неоднократную неявку по повесткам. Однако там же мы видим в качестве обстоятельства, указывающего на наличие преступного умысла, и неявку в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины – однократную, по смыслу нормы.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку. Выдача расписки является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Отсутствие расписки гражданина о получении повестки может не воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если следствие докажет факт умышленного уклонения призывника от получения повестки в момент адресования ему предложения получить повестку.

Проще говоря, если лицо, уполномоченное на вручение повестки, не застало призывника дома, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет (ибо нет умысла на неявку по повестке – призывник не узнал о существовании повестки).

Но если призывнику предложили в очной беседе получить повестку, а он отказался её брать, то основания для привлечения к ответственности возникают с момента неявки без уважительных причин по непринятой повестке.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 21.5. – 21.7.) установлена ответственность граждан за совершение следующих деяний:

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительной причины,
  • неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ,
  • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания,
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
  • умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Согласно ст. 23.11.

КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, от имени военных комиссариатов рассматривают военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений военных комиссариатов.

Об административном правонарушении составляется протокол, копия которого вручается призывнику. По факту рассмотрения дела об административном правонарушении военным комиссаром выносится постановление.

Призывник, признанный виновным в совершении правонарушения, вправе обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или в соответствующий районный суд. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Источник: https://pravobez.ru/articles/otvetstvennost-grazhdan-za-narushenie-obyazannostey-po-voinskomu-uchyotu.html

Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной службы

Уклонение от постановки на воинский учет

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Уголовный кодекс (УК РФ).

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 “Об утверждении Положения о воинском учете”.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”.

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609
“Об утверждении Положения о военных комиссариатах”.

Граждане мужского пола, подлежащие призыву на военную службу обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом №53-ФЗ 1998г.;

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В случае утраты документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

 

Статья 21.5 Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

21.6. Уклонение от медицинского обследования.

   Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.7.Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Призыв граждан на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом №53-ФЗ 1998г. освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом “в” пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Статья 328.Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонением от призыва считается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, к которым ч. 1 ст. 31 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. относит явку на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. являются:

заболевание или увечье лица, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника или усыновителя гражданина либо участие в похоронах таких лиц;

непреодолимая сила или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Уклонение может выражаться и в незаконном получении гражданином освобождения от военной службы или отсрочки от нее, например путем симуляции болезни.

Преступление является длящимся, оно протекает во времени на стадии оконченного преступления вплоть до достижения лицом возраста 27 лет, явки его с повинной или пресечения преступления правоохранительными органами.

В ч. 2 ст. 328 УК содержится самостоятельный состав преступления, объектом которого является установленный порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

В соответствии с ч. 3 ст.

59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. “Об альтернативной гражданской службе” альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В указанных случаях гражданин должен лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии призывника – уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Под уклонением следует понимать неявку гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу.

Уклонением является также неявка без уважительных причин к месту прохождения службы и самовольное досрочное прекращение исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, которое возможно в течение всего срока такой службы.

Источник: https://62.xn--b1aew.xn--p1ai/document/3300672

Статьи

Уклонение от постановки на воинский учет

13.12.2017

Какое наказание понесет призывник, который игнорирует вызов в военкомат? Этот вопрос актуален практически для всех молодых людей в возрасте 18-27 лет. Взаимоотношения между указанными сторонами регулируются «Правилами призыва на военную службу», и за несоблюдение установленных ими норм установлено наказание – уголовное или административное в зависимости от обстоятельств.

Что грозит уклонистам?

Молодые люди нередко несерьезно подходят к воинской обязанности, что приводит к неприятным последствиям. Разбираясь в нормах законодательства, которые регулируют эти процессы, предотвратить неприятности гораздо проще. Воинское право за уклонение от военной службы предусматривает не только административное, но и уголовное взыскание.

Нарушения административного характера

Административная ответственность применяется за несущественные нарушения условий учета военнообязанных и призыва. Многие молодые люди даже не догадываются, что нарушают законодательство, поэтому наложение административных наказаний происходит довольно часто.

Взаимоотношения между призывником и комиссариатом регулируются несколькими положениями КоАП. Согласно статье 21.5 «Кодекса об административных правонарушениях», ситуации могут быть следующего характера:

1.  Нарушение сроков, определенных законом.
Для посещения комиссариата, чтобы встать на учет при смене места проживания, гражданин должен подать документы для постановки на учет в течение 14 дней с даты отъезда. Кроме того, при временном проживании на новом месте в течение периода, который превышает 90 дней, военнообязанные должны становиться на учет.

2.   Военнообязанный не предоставил в военкомат необходимую информацию.
Например, об изменении состава семьи, получении образования и перемене места регистрации в рамках одного населенного пункта.

3.  Проживание за территорией РФ.
Отъезд из страны на период более полугода, при этом с воинского учета не снят.

4. Неявка по повестке.
Гражданин, не имея на то уважительных причин, не приходит по вызову в военный комиссариат.

Важно: для вас мы специально подготовили статью по неявке по повестке. Узнайте подробнее по ссылке

Административные меры

Статья 21.6 КоАП предусматривает привлечение к административной ответственности в следующих случаях:

1. Юноша избегает получения повесток и не приходит в комиссариат для прохождения медицинской комиссии, при этом объективный повод у него отсутствует.

2.  Военнообязанный отказался от назначенного военкоматом дополнительного медосмотра.

Статья 21.7 КоАП РФ гласит, что гражданин понесет административное взыскание за необеспечение сохранности документов – приписного или военника.

Наказание за уклонение от службы в армии по статьям 21.5-21.7 КоАП назначается в виде штрафа, он составляет от 100 до 500 рублей, другой меры ответственности указанные статьи не предусматривают.

Случаи уголовного преследования

В случае более серьезных нарушений лицу призывного возраста грозит уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За умышленное уклонение от прохождения военной службы гражданин понесет уголовную ответственность. В зависимости от степени вины гражданина, согласно статье 328 Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть подвергнут одному из следующих наказаний:

  • штраф, который составляет 200 000 рублей;
  • арест за уклонение от службы в армии на срок от 90 до 180 дней;
  • до 24 месяцев лишения свободы.

Уклонением от воинской обязанности является игнорирование молодым человеком следующих мероприятий, на которые он вызван повесткой:

  • прогул первичного или дополнительного медицинского обследования;
  • пропуск призывной комиссии;
  • неявка в пункт сбора.

Однако если обстоятельства, приведшие к этому, будут признаны уважительными, то уклонист не будет нести наказание за уклонение от военной обязанности. К уважительным причинам можно отнести следующие обстоятельства, препятствующие явке в военный комиссариат:

1. Тяжелая болезнь родственников или близких, которая явилась препятствием для посещения военкомата. К категории близких и родных относятся: мать, отец, дети, брат, сестра, а также бабушки, дедушки и усыновители.

2. Смерть родных и близких.

3. Обстоятельства, не зависящие от воли призывника. К таким обстоятельствам законодательство относит стихийные бедствия или катастрофы.

Это не весь перечень уважительных причин, которые могут препятствовать исполнению гражданского долга, поскольку военкомат или суд вправе посчитать объективными и другие ситуации. Для оценки и признания причин неявки уважительными, а также исключающими умышленное уклонение от военной службы, в военкомат следует предъявить документальное подтверждение возникших обстоятельств.

Некоторые призывники ошибочно полагают, что привлечение к уголовной ответственности возможно только при неоднократной неявки по повестке. Однако это далеко не так, поскольку Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что для заведения уголовного дела достаточно единичного случая игнорирования повести.

Особенности привлечения к ответственности

Решение о привлечении военнообязанного за уклонение от военной службы к уголовной или административной ответственности принимает суд. При этом проводится полный анализ сложившихся обстоятельств.

В первую очередь принимается во внимание, имел место умысел или нет.

В случае если действия или бездействия призывника будут иметь умышленный характер неисполнения воинской обязанности, то суд будет руководствоваться статьей 328 УК РФ.

При рассмотрении дела о привлечении к уголовной ответственности за умышленное уклонение от прохождения военной службы или от призыва суд комплексно изучает ситуацию, и важную роль сыграет обстоятельство, что юноша не посетил военкомат не только в день, указанный в повестке, но и до окончания призывной компании не появился.

В случае когда молодой человек не пришел в военкомат в день, указанный в повестке без наличия на то веских оснований, но явился в другой день до окончания призыва, суд вынесет постановление о привлечении его к административной ответственности за уклонение от призыва, что влечет более мягкие санкции.

Розыск призывника

Как военкомат ищет уклонистов? Вопрос актуальный для лиц призывного возраста. Граждане, которые думают о том, как избежать похода в военкомат, должны понимать, что долго скрываться от призыва не получится, поскольку военкомат будет разыскивать военнообязанного.

Органы внутренних дел наделены полномочиями обеспечить явку уклониста в принудительном порядке при рассмотрении в отношении него дела административного характера. Основанием для принудительного привода в комиссариат является наличие всех нижеперечисленных обстоятельств:

  • гражданин проходит по делу об административных правонарушениях;
  • отсутствовал на заседании о наложении взыскания;
  • дело было отложено в связи с неявкой.

Принудительный привод не может быть осуществлен без возбуждения соответствующего дела, например, для прохождения медосмотра или в иных целях, не связанных с административным правонарушением.

Алгоритм действий по заведению уголовного дела на уклониста следующий:

1. Военкомат подает информацию о гражданине, уклоняющемся от явки, в следственный комитет или передает дело в прокуратуру.

2. Разыскиваемого гражданина вызывают к следователю для выяснения того, какие обстоятельства повлекли неявку в военкомат.

3. Если призывник не приходит к следователю или прокурору, а также уклоняется от получения повестки, его объявляют в розыск.

Следственный комитет имеет массу рычагов для поиска неявившегося, поэтому установить его местонахождения будет несложно.

После того как гражданин объявлен в федеральный розыск или дело передано в прокуратуру, уголовной ответственности будущему военнослужащему уже не избежать.

Поэтому следует владеть информацией, как получить военный билет законно.

Как избежать ответственности и службы в армии?

Наказание административного характера за уклонение от службы в армии в виде штрафа мало кого пугает, в отличие от уголовной ответственности.

Наложение взыскания не освобождает от исполнения воинской обязанности, и после отбытия наказания и погашения судимости молодой человек все равно будет призван в армию.

Поэтому избегать визита в военкомат – это не решение проблемы, а создание дополнительных неприятностей.

Наиболее верное решение – посетить комиссариат по месту регистрации в день, прописанный в повестке, взять направление на медосмотр и пройти его. Далее по состоянию здоровья можно получить освобождение от армии абсолютно легально.

Как получить военный билет без прохождения службы в армии по медицинским показателям? Сделать это законно не составит труда, если в медицинскую карту вписан диагноз, который препятствует призыву в армию, или при наличии зафиксированных серьезных заболеваний в период проведения призывной компании.

В случае если у призывника нет записей в медицинской карте о наличии заболевания, которое препятствует исполнению военной обязанности, получить освобождение будет сложнее.

Однако если молодой человек займется данным вопросом заблаговременно, то шансы быть зачисленным в запас значительно возрастают.

Рекомендуется за 2-3 года до исполнения 18 лет регулярно посещать врача и проходить медосмотры, поскольку список заболеваний, которые позволяют получить заключение о негодности к прохождению срочной службы, достаточно обширный.

Могут ли призывника признать негодным при прохождении медицинского освидетельствования и как это сделать?

Следует понимать, что медицинская комиссия не устанавливает и не выявляет заболевания, а только производит осмотр и изучает документы о диагнозе, ранее поставленном лечащим врачом. Поэтому на призывнике лежит обязанность доказать наличие заболевания, которое позволит ему избежать армии.

Защитить свои права и избежать армии законным путем легче при помощи квалифицированного юриста, специализирующегося в этой области права. Именно такие работают в нашей компании.

Источник: https://vayur-rf.ru/pomosch/uklonenie-ot-voennoy-sluzhbyi-vidyi-nakazaniy-i-ih-posledstviya.html

Статья 21.5 КОАП РФ. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Уклонение от постановки на воинский учет

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 21.

5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Объектом правонарушения по ст. 21.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области воинского учета.

Объективная сторона правонарушения по ст. 21.

5 КоАП РФ выражается в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В соответствии с Законом N 53-ФЗ в обязанности граждан по воинскому учету, в частности, входит обязанность:

а) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

б) сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

– заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Также следует обратить внимание на п.

18 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, в котором установлено, что в конце каждого рабочего дня председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет обязан лично проверить, все ли граждане, которые были вызваны, явились на заседание комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (организации их розыска).

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет.

В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” (далее – Закон N 113-ФЗ), имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В силу положений ст. 14 Закона N 113-ФЗ к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссариат в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 21.5 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектами правонарушения по ст. 21.5 КоАП РФ являются граждане.

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-21/Statya-21.5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.