Собственность публично правовых образований на земельный участок

Содержание

Публичная форма собственности земельного участка: что это, как перевести в частную

Собственность публично правовых образований на земельный участок

/ Недвижимость / Земельный участок / Право собственности / Формы собственности

Назад

: 14.07.2017

Время на чтение: 12 мин

0

284

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Основания для возникновения
  • Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  • Права и обязанности участников
  • Отличия от частной собственности

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).

В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе.

Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г.

и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.

№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г.

Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими.

Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Свидетельство на право собственности: выписка ЕГРН

С июля 2021 года при регистрации права собственности прекращена выдача свидетельств. С указанного времени надлежащим правоустанавливающим документом является выписка из ЕГРН. что подтверждено нормами Федерального закона № 218-ФЗ.

Тем не менее, ранее выданные свидетельства сохраняют свою юридическую силу и надлежащим образом удостоверяются права собственника на объект недвижимости. По итогам сделок распоряжение имуществом вместо свидетельства собственники буду получать оформленные выписки из ЕГРН.

Выписка ЕГРН 1

Выписка ЕГРН 2

Выписка ЕГРН 3

Выписка ЕГРН 4

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно

— попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (495) 128-73-40 (Москва)

+7 (812) 603-71-55 (Санкт-Петербург)

8 (800) 302-33-75 (бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Аукционы

Инициировать аукцион может как сам будущий владелец, так и государство. Правила, по которым строятся торги, если их инициировал муниципалитет:

  • он организует межевание с определением границ;
  • он извещает потенциальных участников-покупателей о предстоящих торгах через СМИ и свой официальный сайт.

Если инициатор – частное лицо, в его обязанности входит:

  • подача заявления или просьбы о продаже желаемого участка с обоснованием своих целей;
  • межевание этого участка;
  • присутствие на торгах, участие в них.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Отличия от частной формы владения

Основным отличием публичной формы собственности от частной является отсутствие конкретного лица, которому принадлежит территория. То есть, государственные земли не имеют точного собственника, в то время как у частной территории в выписке ЕГРН указано лицо, которое владеет данной землей.

Второе существенное отличие частных и публичных форм владения – налогообложение для владельцев земель. Государственные наделы не облагаются земельным налогом, в то время как юридические и физические лица, владеющие территорией, ежегодно оплачивают налоговый сбор.

Все блага, полученные от эксплуатации территории, имеющей публичную форму владения, принадлежат обществу. Если надел принадлежит частному лицу, то блага достаются только собственнику.

Отчуждение участков, принадлежащих государству, происходит путем приватизации, сдачи в аренду или на основании договора бессрочного пользования. Частные территории могут быть отчуждены по договору купли-продажи, дарения, завещания или иным основаниям, не противоречащим закону.

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

Источник: https://SberIpoteka-2020.ru/zhilishchnoe-pravo-drugoe/publichnaya-sobstvennost-eto.html

Собственность публично правовых образований на земельный участок

Собственность публично правовых образований на земельный участок

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

  1. Государственная.
  2. Муниципальная.
  3. Частная.

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Понятие публичной собственности

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам.

Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом.

В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ.

Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве.

Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Недостатки и явные преимущества публичной собственности

Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма.

Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Плюсы есть и они очевидны

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.

Из этого видео вы узнаете о праве собственности:

Как узнать кому принадлежит земельный участок публично правовых образований

Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Ответственность РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Post navigation

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п.
10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).

В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст.

Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

Таким образом, если для возведения объекта недвижимости застройщику необходимо приобрести право собственности или право аренды на земельный участок, находящийся в публичной собственности, то ему следует изучить всю историю существования этого участка для того, чтобы определить его собственника или лицо, управомоченное распоряжаться данным участком. В подтверждение этого целесообразно привести Постановление ФАС Уральского округа от 26.01.2011 N Ф09-10895/10-С6.
Рассматривая соответствующее дело, суд, чтобы определить собственника земельного участка, находившегося в неразграниченной государственной собственности, исследовал историю этого участка с 1962 года.

Читайте так же:  Сертификат предрейсового осмотра водителей для медсестры

В отношении того, какие документы подтверждают выделение земельного участка из другого участка, Президиум ВАС РФ указал следующее: такое выделение не может считаться доказанным только на основании выписок из ЕГРП.

Оно подтверждается документами кадастрового учета (кадастровым паспортом, кадастровым планом), поскольку внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке удостоверяют факт его существования с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Особенности публичной собственности на землю

К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка? Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.
В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений.

Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки.

Земельный участок. публичная форма собственности

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д.

(в отношении имущества, составляющего их собственность). Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.
д.

, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214

Публичные земли

Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности.

Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Варианты передачи земли в частную собственность Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов.

Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям. Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам.

Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.
[1]

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам.

Также суд кассационной инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок не существует как объект недвижимости ввиду выделения из него другого участка, обремененного правами аренды третьего лица. При новом рассмотрении дела суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявления.

Как было отмечено выше, судами было установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, и из него был выделен другой участок. На основании этого суды сделали вывод о том, что регистрация права федеральной собственности недопустима, так как нарушает права собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований (Гряда Э.А.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

Третий этап обусловлен принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» .

———————————

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ (с изм. и доп. от 21.12.2009) // Собр. законодательства Рос.

Федерации. 2007. N 48. Ст. 5812; 2009. N 52 (часть I). Ст. 6410.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Собственность публично правовых образований что это означает

Источник: https://cesexpo.ru/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij-na-zemelnyj-uchastok/

Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется

Собственность публично правовых образований на земельный участок

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.

Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Источник: https://estatelegal.ru/nedvizhimost/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij-chto-eto-takoe/

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично правовых образований на земельный участок

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

Нажмите для увеличения изображения

Публичная собственность передается в постоянное бессрочное пользование государственным структурам, различным бюджетным организациям, а также в аренду и собственность гражданам и юридическим лицам.

Определенный законом перечень земельных участков государственной собственности не подлежит передаче ни на одном из видов права (земли обороны, для размещения космических объектов, земли запаса и т. п.)

Кто управляет публичной собственностью

В каждом субъекте РФ и муниципальном образовании есть уполномоченный орган, занимающийся распоряжением публичной собственностью:

  1. если участок является собственностью РФ – это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  2. земля принадлежит субъекту РФ – распоряжением занимаются департаменты городского имущества;
  3. муниципальная земля находится в ведении органов местного самоуправления.

Поэтому для того, чтобы взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности, или выкупить его, необходимо обращаться в вышеупомянутые структуры.

Передача прав собственности публично-правовых образований

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

  • предприятия;
  • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
  • акции открытых акционерных обществ.

Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

Особенности приобретения земельных участков

Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

В 2020 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

  • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
  • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
  • выиграть тендер по продаже земельных участков.

Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

Как взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности

По общему правилу, взять в аренду публичный участок можно только через торги.

Источник: https://xn----8sbaa0aybkqcjljp6sd.xn--p1ai/uchastok/publichno-pravovaya-sobstvennost.html

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Собственность публично правовых образований на земельный участок

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Как взять в аренду землю под строительство дома?

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация.

    Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.

  3. Обязательственные отношения.

    Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.

  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций.

    Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.