Понятие создания субъектов предпринимательской деятельности

Создание субъектов предпринимательской деятельности

Понятие создания субъектов предпринимательской деятельности

Под созданием субъекта предпринимательской деятельности понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу соответствующего правового статуса. В. В.

Тониян, определяя «создание коммерческой организации как совокупность юридически значимых действий, осуществляемых учредителями и регистрирующими органами по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации в целях приобретения создаваемым субъектом правоспособности», выделяет такие стадии создания, как «1) учреждение коммерческой организации; 2) государственная регистрация коммерческой организации»[156].

Рассмотрим предшествующие государственной регистрации[157] этапы создания хозяйствующих субъектов (на примере коммерческих организаций) на стадии ее учреждения.

Определение состава учредителей. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. Например, в соответствии со ст.

7 Закона об ООО общество может быть учреждено одним лицом, при этом общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников общества не должно быть более 50. Согласно ст.

4 Закона о производственных кооперативах число членов кооператива не может быть менее 5. В соответствии со ст. 4 Закона о партнерствах партнерство не может быть учреждено одним лицом. Число участников партнерства не должно быть более 50.

Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в коммерческих организациях. Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[158] в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (за исключением случаев, установленных Федеральным законом); осуществлять предпринимательскую деятельность и др.

Выбор организационно-правовой формы.

Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, когда законодательством установлены запреты (например, аудиторские организации не могут быть созданы в форме открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия) либо даны прямые указания на выбор определенной формы (например, кредитные организации, организаторы торговли образуются как хозяйственные общества, акционерные инвестиционные фонды — как открытые акционерные общества).

Выбор фирменного наименования. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческой организации, ему предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).

Общие требования к фирменному наименованию содержатся в ст. 1473 ГК РФ, конкретизируются в иных нормах ГК РФ и в специальных законах применительно к организациям различных организационно-правовых форм и видов деятельности.

Фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при ее государственной регистрации.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Род деятельности указывается в наименовании организаций, обладающих специальной (унитарные предприятия) либо исключительной (банки, аудиторские организации, инвестиционные фонды и др.) правоспособностью.

Только те организации, которые отвечают требованиям соответствующих законов, могут включать указанные выше слова в свои фирменные наименования. Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 325-ФЗ «Об организованных торгах»[159] фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа».

По общему правилу, использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными лицами не допускается.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

ГК РФ содержит перечень запретов, связанных с формированием собственно наименования юридического лица.

Так, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств (а также слова, производные от таких наименований), органов государственной власти и местного самоуправления, международных и межправительственных организаций, общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Особые правила установлены в отношении слов «Российская Федерация», «Россия» и производных от них. Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Для других юридических лиц следует руководствоваться Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования[160]: «Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него)» (п. 58.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[161], далее — Постановление Пленума № 5/29).

Статья 1474 ГК РФ содержит запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

При применении данной нормы судам необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

Судам следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст.

1474 ГК РФ требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель.

Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц на основании п. 5 ст. 1473 Кодекса, предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или 4 этой статьи (п. 59, 60 Постановления Пленума № 5/29).

Отдельными законами предусмотрены запреты на использование тождественных фирменных наименований уже на стадии создания организации. Например, согласно ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Исключительное право на фирменное наименование[162] возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Определение места нахождения организации. В учредительных документах организации указывается ее место нахождения. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес.

Место нахождения юридического лица является одним из элементов его индивидуализации.

«Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов»[163].

По общему правилу по месту нахождения хозяйственных обществ проводятся их общие собрания. «Реальная и необременительная возможность участия участников общества в общем собрании обеспечивается его проведением в населенном пункте, являющемся местом нахождения общества.

Проведение же общего собрания участников в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, если при этом создаются затруднения для участия в собрании (например, из-за труднодоступности места, неоправданных расходов для участников), должно расцениваться как существенное нарушение порядка созыва собрания» (постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г. № 13456/10).

Указание в заявлении о государственной регистрации недостоверной информации о местонахождении юридического лица влечет отказ в государственной регистрации[164]. К примеру, не найдя оснований к переоценке выводов судебных инстанций, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 26 февраля 2009 г.

№ 1690/09 указал: «В результате исследования представленных доказательств судом установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы ООО не находятся. Документов, подтверждающих наличие права пользования указанным помещением, не представлено.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что Красненко П. Ю. не выполнил требования ст.

12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о предоставлении всех необходимых для государственной регистрации документов, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица»[165].

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда.

Действующим законодательством предусмотрено формирование при создании коммерческих организаций «стартового» капитала: уставного капитала в хозяйственных обществах и складочного капитала в хозяйственных товариществах и хозяйственных партнерствах; паевого фонда в производственных кооперативах и уставного фонда в унитарных предприятиях, действующих на праве хозяйственного ведения[166].

Оформление учредительных и иных документов. В качестве учредительных документов выступает устав (для производственного кооператива, унитарного предприятия, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств) либо учредительный договор (для хозяйственных товариществ). Согласно ст.

52 ГК РФ, в учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, его место нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для организаций соответствующего вида (например, ст. 12 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО, ст.

9 Закона о партнерствах).

В учредительных документах унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях — и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Отметим также, что в хозяйственных обществах учредители заключают в письменной форме договор об учреждении общества, который не является учредительным документом. Так, согласно п. 5 ст.

11 Закона об ООО договор об учреждении общества определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

При учреждении хозяйственных партнерств учредители заключают соглашение об управлении партнерством, содержание которого раскрывается в ст. 6 Закона о партнерствах. Соглашение об управлении партнерством также не является его учредительным документом.

Оформление решения об учреждении организации. Такое решение принимается в порядке, определенном законодательством для различных видов организаций. Например, согласно ст.

11 Закона об ООО решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение об его учреждении принимается этим лицом единолично.

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты ания учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.

Отметим также, что законодательством о коммерческих организациях предусмотрено наличие у них печати. Так, в силу п. 5 ст. 2 Закона об ООО общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Аналогичные положения содержатся в ст.

2 Закона об АО, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях.

Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Порядок открытия и закрытия банковских счетов определен Инструкцией ЦБР от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

Источник: https://lektsii.org/9-65042.html

Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды

Понятие создания субъектов предпринимательской деятельности

В правоведении субъекты предпринимательской деятельности — это лица, которые могут эту деятельность осуществлять, то есть имеют на это право. Тогда они работают в рамках закона на свой страх и риск, чтобы регулярно получать прибыль, предоставляя свои услуги, пользуясь своим имуществом и пр.

Признаки таких субъектов

  1. Легитимация. То есть эти лица должны зарегистрировать свою деятельность в установленном законом порядке, чтобы работать легально.
  2. Хозяйственная правосубъектность. Сводится к тому, что после легитимации субъект наделяется правами и обязанностями.

    Те определяются законодательно и касаются его деятельности (чем лицо может заниматься, какие сделки совершать и др.). Стоит отметить, что правосубъектность подразделяется на несколько видов.

  • общая — это права и обязанности, которыми наделяются субъекты для занятия предпринимательством в рамках закона;
  • ограниченная — в этом случае права и обязанности ограничиваются учредительными документами, в которых прописывается цель работы предприятия (соответственно, если в работе учредители выйдут за рамки своих прав и обязанностей, учреждение могут привлечь к ответственности);
  • специальная — о ней говорят, если субъекты планируют заниматься деятельностью, цели которой по закону должны быть закреплены в учредительных документах (прежде всего это касается некоммерческих организаций);
  • исключительная — ею наделяются субъекты, выбравшие деятельность, на которую государство накладывает определённые запреты (например, деятельность кредитных учреждений не разрешается совмещать с другими видами деятельности).
  1. Обособленное имущество. Субъекты должны иметь отдельную имущественную базу (ту, которую им передадут учредители, либо ту, что будет куплена в процессе работы) для ведения своей деятельности. Объекты учитываются на балансе.
  2. Имущественная ответственность. Имуществом субъекты отвечают по своим обязательствам перед контрагентами и государством.

Важно! Учредители юрлица или владельцы его имущества не отвечают по обязательствам юрлица, а оно не отвечает по их обязательствам, если иное не закреплено документально.

Виды

Проще всего разобраться с понятием субъектов предпринимательской деятельности через их виды.

  1. ИП, или индивидуальные предприниматели

Это физлица, которые могут заниматься бизнесом, не открывая свою компанию, что разрешается ст. 23 ГК РФ. Для этого им необходимо зарегистрироваться.

К слову, в госрегистрации ИП могут отказать, если гражданин недееспособен.

По общему правилу он таковым считается до 18 лет, то есть до момента, когда может самостоятельно заключать сделки, выполнять обязательства по ним, покупать имущество и распоряжаться им и пр.

Другие признаки, позволяющие получить статус ИП:

  • правоспособность — в РФ гражданин получает её при рождении и теряет при смерти (ст.17 ГК РФ);
  • наличие места жительства, где человек живёт постоянно или большую часть времени.

ИП может работать в частном или госучреждении, если его работу можно совмещать с предпринимательством.

Это организации (коммерческие и некоммерческие), владеющие обособленным имуществом и наделяющиеся правами и обязанностями. То есть с момента госрегистрации сама организация приобретает права и обязанности, а не её учредители. Соответственно, она может отстаивать свои интересы в суде и пр.

Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности и их характеристики

Коммерческими учреждениями называются юрлица, которые работают ради получения прибыли и распределения её между учредителями, участниками.

В свою очередь, такие учреждения подразделяются на несколько видов.

  • Хозяйственные товарищества. Это те, у которых уставной капитал формируется долями учредителей. Таким образом, имущество, созданное за счёт таких вложений либо приобретённое в процессе работы, принадлежит такой организации. Хозяйственные товарищества могут функционировать в виде акционерных обществ, ООО, корпораций, коммандитных обществ, концернов и пр.
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Формируются группой физлиц, у которых есть в собственности имущество (земля, хозпостройки, мелиоративные сооружения, животные, птица, с/х техника, транспорт и пр.), помогающее им получать прибыль. Например, производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать продукцию.

Важно! КФХ могут регистрироваться и в качестве ИП. При этом они имеют право на единый сельскохозяйственный налог, УСН (освобождение от уплаты налогов на прибыль, имущество и т. д.).

  • Производственные кооперативы (ПК). Объединения лиц (не менее 5 членов), в том числе юрлиц, для работы в любой отрасли. ПК может нанимать персонал, но его доля не должна превышать 30% от доли пайщиков. Могут быть разные виды ПК: сельскохозяйственный (колхоз), рыболовецкий, кооперативное хозяйство (коопхоз) и пр.
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарными называются коммерческие учреждения, не получающие право собственности на имущество, которое предписывает ему владелец. То есть принадлежит имущество РФ, муниципальному учреждению, а предприятие его может просто использовать в работе.

Как правило, перед регистрацией учредители изучают все виды субъектов предпринимательской деятельности, их ключевые понятия и признаки, а потом выбирают совместно с юристами наиболее подходящий им для работы.

Некоммерческие организации

Это учреждения, целью работы которых не является получение прибыли. В то же время она может им поступать, однако, вместо того чтобы разделять её между участниками, руководство будет перенаправлять её на достижение целей организации (социальных, образовательных, благотворительных и т. д.).

Основные виды:

  • Потребительские кооперативы. Это объединения юрлиц и физлиц для удовлетворения материальных и других потребностей кооператива через совместные вклады пайщиков. У таких организаций есть устав, где прописывается их местонахождение, особенности паевых вкладов и пр. Создают такие кооперативы с разными целями. Например, гаражно-строительные, чтобы курировать строительство каких-то сооружений, а жилищно-строительные — для реконструкции определённой высотки. Бывают и сельскохозяйственные кооперативы. Их регистрируют производители товаров или лица, ведущие подсобное хозяйство, для работы с с/х продукцией (переработки, сбыта, снабжения и т. д.).
  • Общественные организации. Это объединения на основании общности интересов, которые создаются, чтобы способствовать решению определённых социальных или политических проблем. При этом эти организации не стремятся к власти, но совместными усилиями участников стараются достичь поставленных целей. К таким организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, писателей, объединения ветеранов и т. д.
  • Ассоциации. Это объединения лиц, юрлиц и/или физлиц, для координации их предпринимательской деятельности, защиты имущественных прав (такие учреждения выступают собственниками своего имуществами) и пр. У ассоциации должно быть не менее 2 учредителей. По их решению она может быть преобразована в фонд, общественную организацию.
  • Религиозные объединения. Создаются постоянно и законно проживающими в РФ лицами преимущественно для удовлетворения духовных потребностей и ради религиозного воспитания либо совершения религиозных церемоний и пр. Могут быть местными (состоят минимум из 10 совершеннолетних участников, всё время проживающих на одной территории, в одном селе, например) и централизованными. Последние представляют собой объединение трёх и более местных организаций. Действуют такие субъекты также на основании своего устава.
  • Благотворительные и другие фонды. Создаются физлицами и/или юрлицами и добровольно и бескорыстно помогают обществу (людям и предприятиям): дают деньги, оказывают услуги, поддержку и пр. Существуют на взносы, но могут также заниматься предпринимательской деятельностью ради своих целей, собирать пожертвования, получать гранты, инвестировать во что-то ради прибыли.

Сравнительная характеристика статуса ИП и юрлица

Юридическое лицо и ИП — это основные субъекты предпринимательской деятельности. Для её ведения они наделяются равными правами. В то же время есть некоторые особенности.

  • Предприниматель — это всё же физлицо, которое может заниматься бизнесом. После регистрации он не теряет своих прав и обязанностей и может работать в государственных и частных структурах, если это не запрещено, получать наследство, завещать имущество и т. д. Предприниматель имеет право на компенсацию морального вреда, неприкосновенность частной жизни. Он может вступать в брак либо расторгать его. ИП не может отказаться от правоспособности или дееспособности, в то время как юрлицо может ограничить собственную правосубъектность (такие сделки не будут считаться ничтожными). Наконец, если ИП регистрирует гражданин, то юрлицо может быть образовано другими юрлицами.
  • ИП легче пройти регистрацию и работать, так как разобраться с документами и нормами можно и без бухгалтерского образования. При этом у предпринимателя может быть печать, счёт в банке, он может брать кредиты, нанимать сотрудников на основании договоров подряда, например (при этом выплачивать компенсацию при сокращении, как юрлица, ИП не обязан).
  • Ставки налогообложения для ИП чаще всего ниже, чем для юрлиц, к тому же предприниматели могут использовать УСН. Если они работают в посёлке, используя свои дома под мастерскую и не привлекая наёмных сотрудников, они могут оплачивать электроэнергию по тарифам для населения (они ниже, чем тарифы для юрлиц).
  • В случае невыполнения своих обязательств, предприниматель отвечает своим имуществом, включая нажитое до регистрации этого статуса, в то время как юрлицо — имуществом компании.
  • ИП может работать только в определённых сферах, в то время как у юрлиц ограничений значительно меньше. Например, предприниматель не может вести банковскую деятельность.
  • Наконец, в случае с юрлицом можно продать свою компанию или долю в ней, в то время как ИП этого сделать не может (ИП — это просто статус физлица). Но предприниматель может продавать своё имущество.

Порядок прекращения предпринимательской деятельности

Если предпринимательство приносит убыток или предприниматель/учредитель компании больше не заинтересован в работе, он может прекратить её.

Ключевые этапы прекращения деятельности ИП

  1. Сдать отчётность, внести налоговые взносы, снять с учёта кассовый аппарат, если он использовался.
  2. Оплатить страховые взносы, получить справку в ПФ об отсутствии задолженности.
  3. Закрыть счета в банке, открытые на ИП. В течение 7 дней с момента закрытия счетов уведомить об этом органы (ФНС, ПФ).

  4. Написать заявление по форме Р26001 от руки печатными буквами и заверить подпись предпринимателя на нём нотариально.
  5. Оплатить госпошлину (160 руб.).
  6. Подать документы в ФНС по месту жительства (имеются в виду заявление, квитанция об оплате, справка из ПФ).

При подаче ИП нужно иметь при себе паспорт.

Ликвидируется статус в течение 5 рабочих дней.

Важно! Если деятельность прекращается в связи со смертью предпринимателя, статус теряет силу в связи с данными, полученными из ЗАГСа. Если прекращается в связи с банкротством, ликвидация осуществляется принудительно по решению суда.

Прекращение деятельности юрлицом

Для ликвидации предприятия:

  1. назначается ликвидационная комиссия, она устанавливает порядок, сроки ликвидации, о чём уведомляется ФНС, а также орган, выполнявший госрегистрацию;
  2. этот орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ;
  3. комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации, письменно уведомляет о процедуре кредиторов;
  4. орган ФНС согласует промежуточный ликвидационный баланс предприятия;
  5. комиссия уведомляет ФНС и подаёт документы (справки о закрытии счетов, акты передачи документов в архив, уничтожения печати и пр.);
  6. в ЕГРЮЛ делают запись о ликвидации и выдают на её основании выписку.

Также предприятие могут ликвидировать через суд.

Выводы

Планируя заняться бизнесом, важно не только выбрать нишу, придумать идею, продумать бизнес-стратегию, но также разобраться с понятиями и видами субъектов предпринимательской деятельности. В дальнейшем это позволит избежать вопросов со стороны проверяющих органов и достичь успеха в своей области.

Источник: https://bbooster.online/stati/subekty-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

Понятие создания субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства являются:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган. В качестве регистрирующего органа Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3.

Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Источник: https://infopedia.su/3x95ca.html

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права РФ. Способы их создания

Понятие создания субъектов предпринимательской деятельности

Под созданием субъектов ПП понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта ПП.

Способы создания субъектов предпринимательского права:

– учредительно-распорядительный способ (при создании унитарных предприятий по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъектов РФ);

– учредительный способ (применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности);

– договорно-учредительный (при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного);

– дозволительно-учредительный способ (необходимо разрешение соответствующего государственного органа).

Этапы создания субъектов ПП:

1)определение состава учредителей (хозяйственное общество может быть создано одним лицом, учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица; число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В противном случае указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено; число членов кооператива не может быть менее пяти);

2)выбор организационно-правовой формы (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения на использование тех или иных коммерческих организаций для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах);

3)учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации, ее учредительными документами являются устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (товарищества));

4)наименование коммерческой организации (фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в единый государственный реестр юр.

лиц при государственной регистрации юр. лица, оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юр.

лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности);

5)место нахождения организации (в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения; место нахождения юр.

лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юр.

лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

6)формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда (уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов учредителей организации – АО, ООО; в хозяйственных товариществах формируется складочный капитал; в производственных кооперативах формируется паевой фонд,который образуется за счет паевых взносов; при создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд);

7)государственная регистрация юр. лиц и ИП( это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юр. лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юр. лицах и об ИП);

8)изготовление печати (эскиз печати должен быть разработан исполнительным органом юр. лица, ИП на бланке установленной формы; требования к печати организаций различных видов определяются специальным законодательством);

9)регистрация в органах статистики (при идентификации юр. лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики);

10)постановка на учет в налоговом органе (постановка организации или физического лица на учет подтверждается документом установленной формы; каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика; сведенияоб организациях и физических лицах, поставленных на учет включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков);

11)открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала;

12)постановка на учет в государственных социальных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).

Источник: https://studopedia.ru/3_86721_poryadok-i-osnovnie-etapi-sozdaniya-sub-ektov-predprinimatelskogo-prava-rf-sposobi-ih-sozdaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.