Отношение с военной части

Содержание

Неуставные отношения в армии по статье 335 Уголовного Кодекса РФ. Как наладить взаимоотношения без дедовщины?

Отношение с военной части

Вооруженные силы в настоящий момент являются одним из основных институтов Российской Федерации. Юридическая ответственность предусмотренная за неуставные взаимоотношения существовала еще со времен советской армии.

Это отношения, которые существуют между контрактниками, солдатами срочной службы, гражданским персоналом находящимся в военной части и подпадающим под действия устава современной армии.

Ведь в законодательстве прописано что, отношения между военнослужащими регулируются воинским уставом и законами Российской Федерации.

В данном случае нас интересуют те, нарушение которых можно трактовать как нарушение уставных правил порядка воинских взаимоотношений.

Данное преступление у нас отмечено 335 статьей уголовного кодекса Российской Федерации и находится в разделе воинских преступлений. То есть уже сам раздел говорит о себе.

Все военнослужащие это такие же граждане Российской Федерации, но именно специфика службы накладывает на них определенные ограничения.​

Как правильно действовать солдату-срочнику если в части неуставные отношения между военнослужащими?

Какие меры может принять солдат-срочник, если к нему применяются насилие или унижение со стороны группы сослуживцев или отдельных лиц.

Общие рекомендации:

  • Первое и самое главное – нельзя умалчивать о случаях применения как физического, так и психологического насилия над собой, чтобы ситуация не зашла слишком далеко.
  • При необходимости можно воспользоваться телефоном горячей линии помощи, которые можно найти на специальных стендах воинской части или в интернете.
  • Поставить в известность командира подразделения о факте неуставных отношений с просьбой принять дисциплинарные меры к нарушителям устава.
  • Если были применены методы физического воздействия, необходимо незамедлительно провести медицинское освидетельствование в профильном учреждении.
  • Если расследование инцидента на местном уровне не дало результатов, следует написать заявление в органы военной полиции по месту службы.

В соответствии с Указом Президента органы дознания обязаны предпринять необходимые меры по защите жизни и здоровья военнослужащего на период проверки. В целях обеспечения дополнительных мер воздействий и во избежание проволочек по делу, истцу рекомендуется подать жалобу военному прокурору. Жалобу должны рассмотреть в течение тридцати дней или направить на дополнительную проверку.

Статья 335 УК РФ “Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности”

Рассмотрим обычное преступление, такое как нанесение побоев.

​ Что будет за драку в армии, авиации или на флоте? Если две стороны, которые участвуют в конфликте, могут спокойно примириться, заявить о том, что претензий друг к другу не имеют – при условии, что не было никакого существенного причинения вреда здоровью.

Лица проходящие службу в армии уже не могут так сделать, тут существует другой порядок взаимодействия. В данном случае потерпевшая не только та сторона, которая получила болевые ощущения. Но еще и присутствует преступление по отношению к государству.

Поэтому в данной ситуации все эти примирительные санкции, которые предусмотрены статьями в новом уголовном кодексе, не работают. Зачастую молодые люди не понимают, что любые противоправные действия, то есть любые действия оскорбительного характера, нанесение каких-то физических воздействий на своего сослуживца независимо от его звания, могут трактоваться как неуставные взаимоотношения.

Военный прокурор должен рассмотреть жалобу в течении тридцати дней

Возьмем еще один банальный случай. Это уборка территории подразделения. То есть утром, перед тем как начнутся занятия, назначаются специально ответственные лица, которые убирают территорию казарм, плаца и др. Одному нравится, как убираются, а второй выражает свое недовольство в форме нецензурной брани. Грубо говоря, толкает другого служащего, наносит ему удар.

При этом здоровье у них не повреждено, то есть все прекрасно себя чувствуют. Но в данной ситуации имеет место быть прямое неуставное взаимодействие и так называемая дедовщина, если солдаты имеют различные сроки службы. Потому что в уставе говорится, что отношения между служащими должны быть уважительными. И такие грубые отношения должны быть исключены.

В данном случае у нас налицо преступление.​

Судебная практика по ст. 335 УК РФ

В зависимости от тяжести правонарушения суды РФ выносят по статье 335 УК РФ различные приговоры. Рассмотрим несколько приговоров вынесенных гарнизонными военными судами.

Приговор №1-54/2017 по уголовному делу с идентичным номером. Приговор вынесен Читинским гарнизонным военным судом Забайкальского края 18 мая 2017 года.

Уголовное дело было возбуждено по факту неуставных отношений и нанесения телесных повреждений средней тяжести, между солдатами срочной службы без наличия между ними отношений подчиненности.

В результате агрессии потерпевший получил физическую боль, нравственные страдания и перелом нижней челюсти в области 42 и 43 зуба.

Рассмотрев данное дело по существу гарнизонный военный суд определил призывника осуществившего агрессию виновным в совершении преступления предусмотренного пунктом “д” частью 2 статьи 335 УК РФ. Назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год. С отбыванием данного срока в дисциплинарной воинской части. Дополнительно виновный должен компенсировать юридическую помощь потерпевшему, оплатить его лечение в военном клиническом госпитале.

Приговор №1-27/2018 по уголовному делу с идентичным номером. Приговор вынесен Барнаульским гарнизонным военным судом Алтайского края 22 мая 2018 года. Суть уголовного дела сводится к противоправным действиям и угрозой холодным оружием (ножом) в отношении рядового воинской части со стороны другого рядового военнослужащего. Между данными лицами отсутствовали отношения подчиненности.

В результате действий потерпевшему были причинены моральные страдания, унижение чести и достоинства. Уголовное дело возбуждалось по статьям УК РФ 335 и 119 – обе часть 1.

Барнаульский гарнизонный военный суд признал вину военнослужащего проявлявшего агрессию и неуставные взаимоотношения и определил виновному меру пресечения в виде содержания в дисциплинарной воинской части сроком шесть месяцев.

Ответственность военнослужащих предусмотренная за неуставные взаимоотношения

Если в отношении вас уже были применены неуставные действия, или вы на службе просто ощущаете, что они вот-вот могут быть применены, этого скрывать не нужно. Существует уголовная ответственность за предусмотренная статьей 335 с наказанием. По особо тяжким эпизодам до восьми лет лишения свободы.

Однозначно нужно предупредить тех людей, которые применяют эти взаимоотношения, что вы будете вынуждены доложить об этом командиру. Чтобы вы не были восприняты как стукач, насчет этого нужно открыто сказать, чтобы люди понимали, что нельзя так делать.

Нужно принимать соответствующие меры, чтобы были нормальные отношения в воинском коллективе, исключать подобного рода отношения. Но если уже такое произошло, то в любом случае нужно искоренять жестокость или принуждение и проводить по данному факту проверки, расследование.

Чтобы это было все открыто и приводило к порядку с течением времени. Чем больше будет открытости в данном вопросе, тем быстрее это все искоренится.

В каких случаях военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности?

среди офицеров и контрактников существует определенное количество правонарушений. часто так называемая “дедовщина” становится причиной психологических и физических травм у людей.
сейчас за подобные правонарушения предусматривается наказание.

но в уголовном кодексе российской федерации указаны отдельные случаи, когда это наказание снимается.

если военнослужащий нарушает правила взаимоотношений в части, совершает поступки, которые унижают чью-либо честь и достоинство, совершает насильственные действия или оскорбляет другого военнослужащего, наносит физический или психологический вред, он привлекается к ответственности (статья 335 ук рф).

контрактник, офицер или срочник первый раз совершивший преступление лёгкой или средней тяжести, может быть освобожден от наказания, если:

  • добровольно обратится к защитникам правопорядка (командир подразделения, военная полиция, военный прокурор) и признается в совершенном деянии;
  • будет способствовать раскрытию фактов преступления;
  • возместит ущерб или другим способом устранит вред от своего поступка.

тогда военнослужащий признаётся безопасным для общества и уголовная ответственность с него может быть снята.

юридическая консультация для военнослужащих

После введения 12-месячного срока службы обычно призываются ребята одного и того же возраста. Сейчас нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими идет на спад. Неуставные взаимоотношения имеют место быть только в одном случае.

Если они возникают между военнослужащими, когда один не находится у другого в подчинении.

Если конфликтная ситуация возникла между военнослужащими, в отношении которых один другому является начальником, то здесь имеет место быть превышение должностных полномочий и соответственно здесь уже другая статья, и наказание будет другое.

Возможен ли перевод на новое место службы?

Да, солдат срочной военной службы в России имеет право перевестись из одной части в другую. Сделать это можно тремя способами в зависимости от того, с кем произошел конфликт.

При неуставных отношениях с одним из сослуживцев солдат-срочник может обратиться к командиру части. По письменной жалобе командование проводит разбирательство для выяснения всех обстоятельств. На это у командира имеется 30 суток с момента получения жалобы от военнослужащего.

Солдат срочной службы имеет возможность связаться с органами военной полиции в своем гарнизоне. Обращение так же необходимо подавать в письменной форме. Представители военной полиции примут меры по защите здоровья и жизни военнослужащего, соблюдению его прав.

При неуставных отношениях солдат-срочник может позвонить по горячей линии в военную прокуратуру и попросить о прокурорской защите с переводом в другую часть. Обратиться можно и с письменным заявлением через интернет приемную.

Обращение регистрируется в течение 3 дней с момента поступления. Обычно заявление военнослужащего рассматривают не более 30 суток. Если обращение не нуждается в дополнительном изучении обстоятельств, решение принимают в течение 15 дней.

Процедура перевода солдата в другую часть осуществляется бесплатно.

Важно отметить, для перевода солдат-контрактников предусмотрен другой юридический механизм.

Источник: https://bazaprav.ru/neustavnye-otnoshenija-v-armii-narushenie-otnoshenij-podchinjonnosti/

Неуставные отношения в армии: как им противодействовать и что может предпринять солдат-срочник?

Отношение с военной части

В некоторых воинских частях по-прежнему процветает “дедовщина” или другие формы неуставных взаимоотношений, где военнослужащие систематически подвергаются физическому или психологическому насилию, а также испытывают принуждение к изнурительному труду. Практика показывает, что бездействие только усугубляет ситуацию, а виновники уходят от дисциплинарной и уголовной ответственности.

Какие действия необходимо предпринять в такой ситуации и куда обращаться за восстановлением своих прав?

Как могут проявляться неуставные отношения

С объективной стороны неуставные отношения могут проявляться без признака подчиненности либо во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Специфика явления не ограничивается физическим насилием или тем, что принято называть “дедовщиной”. В действующей классификации к формам неуставных взаимоотношений относятся:

  • сексуальное насилие;
  • эксплуатация подчиненных;
  • оскорбления, насмешки;
  • избиения, угрозы;
  • дискриминация по религиозному или национальному признаку;
  • лишение отдыха;
  • изъятие денежных средств и продуктов питания;
  • принудительные денежные сборы;
  • принуждение к совершению противоправных действий;
  • изнурительные программы физической подготовки.

Показателен случай с Рамилем Шамсутдиновым, который расстрелял своих сослуживцев на территории воинской части в Чите.

Исходя из показаний Рамиля, он систематически подвергался унижениям, оскорблениям и побоям со стороны других военнослужащих. Применялись различные формы психологического давления вплоть до требования “вымыть уборную лицом”. Противоправные действия совершались как рядовыми служащими, так и лейтенантом и командиром части, из чего явно следует превышение должностных полномочий.

Какими правовыми нормами регулируется нарушение уставных отношений

При установлении специфики неуставных взаимоотношений учитывается фактор подчиненности между правонарушителем и пострадавшим.

В случае отсутствия непосредственной подчиненности, где конфликт происходит между военнослужащими, равными в должностных обязанностях и званиях, применяются санкции по ст. 335 УК РФ. Нарушителю грозит двухлетнее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств срок лишения свободы увеличивается до 5 лет. Среди них нарушения:

  • в отношении нескольких военнослужащих;
  • в форме группового соучастия;
  • с применением оружия;
  • причинение вреда здоровью средней тяжести.

Деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.

При возникновении неуставных отношений между руководителем и подчиненным наступает уголовная ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 226 УК РФ). Оскорбление военнослужащего влечет ограничение в воинской службе и содержание в дисциплинарной части (ст. 336 УК РФ).

Что делать

В целях пресечения дальнейших противоправных действий со стороны нарушителей подайте письменную жалобу в воинские структуры.

Многие опасаются проявлять активные действия по разрешению конфликта и совершенно напрасно — бездействие только больше усугубляет ситуацию: злоумышленники чувствуют свою безнаказанность, а отсутствие письменного заявления нивелирует основания для привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности. При этом положительные решения по вопросу отнюдь не редкость.

Что вам следует предпринять:

  • оформите письменную жалобу, в которой указываются реквизиты подразделения, имя и должность руководителя, перечисление обстоятельств правонарушения (вымогательство, побои), а также требование по принятию мер к исправлению сложившейся ситуации и привлечения виновников к ответственности;
  • зафиксируйте телесные повреждения при обращении в медпункт воинской части, которые послужат доказательством физического насилия.
  • подайте жалобу командиру лица, действия которого обжалуются. В течение 30 дней проводится разбирательство, и в случае выявления признаков правонарушения докладывается командиру воинской части, военному прокурору и полиции (ст. 81, 81.1, 108 Дисциплинарного устава);
  • обратитесь в органы военной полиции, если ваши права нарушаются непосредственно командирским составом — разбирательство проводится военным комендантом или уполномоченным лицом (ст. 7, пп. 3, 7-10 ст. 20, ст. 187 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ);
  • одновременно с подачей жалобы командиру и в органы военной полиции обратитесь к военному прокурору — обращение регистрируется в течение трех дней и рассматривается в течение 30 дней, если не требует дополнительной проверки (п. 2 ст. 1 Закона от 17.01.1992 N2202-1).

Подать письменную жалобу вправе любой военнослужащий, права которого были нарушены. В качестве дополнительной меры позвоните по телефону горячей линии военной прокуратуры, которые размещаются на информационных стендах воинской части. При возможности сделайте аудио- и видеозапись правонарушения, заручившись поддержкой кого-нибудь из сослуживцев.

Увеличить коэффициент влияния поможет коллективная жалоба, если инциденты встречаются массово и в отношении группы военнослужащих.

Возможен ли перевод на новое место службы

Распространена практика перевода потерпевшего в другое места воинской службы или другую воинскую часть.

Военнослужащий вправе указать соответствующее требование в письменной жалобе вышестоящему руководству, военной полиции или прокуратуре.

Основанием служат личная просьба (для контрактников), служебная необходимость или неудовлетворительное состояние здоровья (ст. 15 положения “О порядке прохождения военной службы”).

В каких случаях военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности

Возможны случаи, когда военнослужащие устраивают побег при возникновении угрозы нанесения тяжкого вреда здоровью или жизни.

На основании самовольного оставления места ведения службы наступает уголовная ответственность по ст. 337 УК РФ. Однако, согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 N3, при отсутствии иных способов по предотвращению опасности жизни и здоровью суд выносит оправдательный приговор ввиду отсутствия состава преступления.

Таким образом, в случае возникновения неуставных взаимоотношений необходимо доложить об инциденте вышестоящему руководству в форме письменной жалобы.

Бездействие категорически недопустимо и приводит к усугублению ситуации, когда виновники принимают изощренные методы воздействия, чувствуя свою безнаказанность.

В жалобе укажите требование о переводе на новое место службы, а также привлечения виновных к уголовной и дисциплинарной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/situacii/neustavnye-otnosheniya.html

Перевод военнослужащих по призыву и по контракту к новому месту службы

Отношение с военной части

Один из самых актуальных вопросов для служащих ВС Министерства обороны России – перевод. Он интересует солдат, проходящих службу по призыву, контрактников и сотрудников других ведомств. Так как же перевестись из одной части в другую?

Как перевестись бойцу, который призвался на срочную службу?

Российское законодательство освещает вопросы смены места службы в нескольких документах. Так, в Приказе Министерства обороны № 30 (от 16.01.

2001 г) сказано, что воинские части комплектуются матросами, солдатами, сержантами и старшинами. Эти категории граждан служат в подразделениях, куда их распределили в военкомате.

По сути, служащие переводятся на место дислокации части без их согласия.

Перевод военнослужащих по состоянию здоровья. Пункт 79 Руководства по комплектованию вооруженных сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (Приказ №30)

Однако, есть ряд случаев, когда служащего могут перевести по его просьбе:

  1. По заключению военно-врачебной комиссии, которая подтвердит неприемлемость для несения службы климатической ситуации в регионе, где находится часть.
  2. При условии, если солдат, служащий по призыву, является курсантом адъюнктуры, докторантуры или другого военно-учебного заведения. Образовательное учреждение, в свою очередь, находится далеко от места дислокации части.
  3. Когда существует необходимость проживания рядом с домом. Солдата могут перевести, если ему нужно ухаживать за больными родителями или служба протекает в месте, где невозможно увидеться с родными. Данный пункт в настоящее время распространяется на служащих по контракту, но солдат-срочник имеет право написать рапорт на имя командира части и изложить в нем ситуацию. Иногда просьбу о переводе принимают во внимание.

Родственникам военнослужащего стоит принять прямое участие в переводе. Как правило, к вышестоящему руководство подразделения обращаются законные супруги или матери.

Они должны сообщить, что знают о рапорте, написанном солдатом, и будут ходатайствовать по этому поводу.
Если причину для перевода сочли объективной, рапорт будет рассмотрен, а приказ на перевод – подписан. В случае отказа родственники могут связаться с представителями Министерства Обороны и объяснить ситуацию.

Назначение на воинские должности и переводы военнослужащих (п. 80 приложения Приказа №30)

Особенности перевода служащих по контракту

В ст. 15-16 «Положения о порядке прохождения военной службы» рассматриваются моменты перевода без согласия контрактника и по его просьбе.
Без согласования с военнослужащим выполняется перевод:

  • когда имеется служебная необходимость;
  • если предусматривается дальнейшее повышение по службе;
  • по причинам реорганизации в части;
  • по плановой замене;
  • когда было совершено преступление и в качестве наказания за него установлено снятие с руководящего поста.

За исключением последнего положения, гражданин, служащий по контракту переводится в другое место, а его должностные обязанности остаются прежними.
По личной просьбе (рапорту) контрактников переводят в трех случаях:

  1. Климат местности, где протекает служба, не подходит человеку по состоянию его здоровья. Необходимость перевода устанавливается только по результатам военно-врачебной комиссии.
  2. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок, дети-студенты, не достигшие 23 лет или дети-инвалиды, и они не могут находиться в климатических условиях местности, где служит отец. Заключение о переводе также выдает военно-врачебная комиссия.
  3. Когда военнослужащему нужно ухаживать за престарелыми или больными родителями, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем. Перевод возможен только, когда близкие не находятся на гособеспечении. Возможность перевода регламентируется заключением медиков и социальных работников. Результаты выдаются по месту, где проживают близкие контрактника.

Супруг или супруга гражданина, служащие по контракту, переводятся вместе с подавшим рапорт на перевод, если ответ положительный.

Переводят в другую часть только при условии наличия подходящих должностей, не ниже той, на которой он состоит. На новое место службы служащий по контракту направляется после того, как он сдаст документацию или через 30 дней после подписания приказа.

Перевод военнослужащих по призыву по семейным обстоятельствам (пункт 81 прил. к Приказу №30)

Что нужно знать о межведомственном переводе?

Фактически перевод из одного ведомства в другое с продлением всех льгот и сохранением выслуги невозможен. Перемещение сотрудника возможно при досрочном разрыве контракта (что, скорее всего, означает увольнение по НУК) или его окончанию. В последнем случае гражданин заключает контракт с частью, относящейся к ВС МО.

При этом служащий внутренних или других войск должен взять отношение из части, где он планирует трудоустраиваться.
При наличии отношения согласно ст.17 «Положения о порядке прохождения военной службы» выполняется перевод из федеральных исполнительных подразделений – в ряды ВС.

Существуют некоторые нюансы, на которые нужно обратить внимание при межведомственном переводе:

  • Перемещение согласовывается руководством подразделения. При этом военнослужащие перемещаются как по их просьбе, так и по их согласию.
  • Приказ на перевод мичманов/прапорщиков и офицеров оформляется в месте прохождения службы.
  • Сержанты, старшины, солдаты/матросы переводятся по приказу вышестоящего руководства, уполномоченного совершать переводы.

Служащий, который решился перевестись из одного ведомства в другое, должен знать, что его контракт считается недействительным с момента подписания нового.

Оформление переводов солдат, матросов, сержантов и старшин (п. 83 приложения Приказа №30 «Руководство по комплектованию ВС РФ»)

Как проходит процедура перевода? Рекомендации для военнослужащих

Процесс перевода – длительный. В случае с контрактниками он может длиться до года. Если существует острая необходимость в переводе, начинать дело стоит заранее. Одно желание перевестись в другую часть не является весомой причиной. Доводы, которые указываются в рапорте, должны быть обоснованными.

При этом в обязанности командования части не входит выполнение перевода. Контрактник, рассматривающий потенциальное подразделение для перевода, должен связаться с его командованием и выяснить, готово ли оно принять нового соискателя. Отношение выдается только при наличии подходящей для гражданина должности.

Имея отношение из части, легче организовать перевод. Согласие командования другого подразделения прикрепляется к рапорту. Если служащему выдано согласие на перемещение, в часть направляется приказ о сборе бумаг, необходимых для начала процедуры.

Так, нужно оформить обходной лист и пройти его, перенаправить документацию, отправить представление для отчисления контрактника. После этого перевод считается оконченным.

Служащим, задумывающимся о переводе, стоит помнить, что отношение нужно обязательно. Оно – гарант Вашего перевода. Документ оформляется перед подачей рапорта. Подходящее место службы контрактник ищет самостоятельно, и отношение из части, куда будет выполнен перевод, оформляет самостоятельно.

Источник: https://VoinskayaChast.net/kontrakt/perevod-voennosluzhashih

Военно-служебные отношения | Студент-Сервис

Отношение с военной части

Понятие военно-служебных отношений и их содержание. Военно-служебные отношения — разновидность воинских отношений. Они складываются по вопросам организации и исполнения военной службы, которая является их объектом. В данном случае военная служба как объект военно-служебного отношения выступает как поведение, действия его субъектов.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также государственные органы (органы военного управления), должностные лица, организующие в рамках своей компетенции комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, исполнение и прохождение военной службы, реализацию статуса военнослужащих.

Все субъекты делятся на коллективных и индивидуальных: коллективные — военная организация государства, ее составные части, органы военного управления; индивидуальные — военнослужащие, воинские должностные лица.

Военно-служебные отношения делятся:

1) на отношения, связанные с организацией военной службы;

2) на отношения, возникающие в процессе исполнения военной службы.

Общественные отношения, связанные с организацией военной службы, возникают между государственными органами (организациями) и их структурными подразделениями в связи:

— с установлением юридического статуса воинской должности;

— с включением воинских должностей в соответствующие перечни;

— с установлением юридических требований к воинским должностям;

— с определением способов замещения воинских должностей и установлением условий поступления на военную службу;

— с установлением квалификационных требований для замещения воинских должностей;

— с определением порядка аттестации военнослужащих;

— с ведением личных дел военнослужащих;

— с проведением кадровой политики (подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации военнослужащих);

— с организационным обеспечением военной службы.

Военнослужащие не являются самостоятельными субъектами вышеназванных отношений. Общественные отношения, связанные с практическим осуществлением военной службы, возникают между коллективными и индивидуальными субъектами воинских отношений в связи:

— с поступлением гражданина на военную службу;

— с назначением на воинские должности;

— с осуществлением военнослужащим служебных прав и обязанностей;

— с присвоением военнослужащим воинских званий;

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

— с изменением военно-служебных отношений (прохождением военной службы и ее документированием);

— с прохождением военнослужащими профессиональной подготовки, переподготовки и повышением квалификации;

— с социальным обеспечением военнослужащих;

— с прекращением военно-служебных отношений;

— с привлечением военнослужащего к юридической ответственности.

Юридический аспект военной службы состоит в юридическом оформлении военно-служебных отношений, в процессе которых достигается практическое выполнение служебных обязанностей, полномочий военнослужащих и реализация компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу и которые участвуют в реализации функций в сфере обороны и безопасности государства.

Юридический аспект очень тесно связан с организационным, который связывает военную службу со структурно-функциональными элементами государственных организаций и органов.

Таким образом, содержанием военно-служебных отношений являются родственные им отношения, связанные с организацией и исполнением военной службы, в том числе реализацией субъектами этих отношений их статусов (прав, обязанностей и ответственности).

  1. Правовая характеристика военно-служебных отношений. Военно-служебные отношения характеризуются следующими признаками.
  2. Военно-служебные отношения регулируются публичным правом — конституционным, административным, финансовым, уголовным. Нормы частного права (трудового и гражданского) применяются в этих отношениях в двух случаях: 1) если это прямо указано в законе; 2) субсидиарно в виде исключения, в случае если отсутствуют соответствующие публично-правовые нормы, которые могли бы быть применены по аналогии.
  3. Военно-служебным отношениям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, наиболее оперативный и динамичный характер.

Следовательно, военно-служебные отношения — это урегулированные нормами права отношения «власти и подчинения», т. е. службы в подчинении. Указанные отношения наиболее рельефно проявляются на военной службе, которая строится на принципах единоначалия и беспрекословного подчинения подчиненного начальнику.

Военнослужащие обязаны выполнять приказы командиров и начальников, подчиняться их дисциплинарной власти. Регулирование указанных отношений осуществляется централизованно и императивно, т. е. регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.

Механизм правового регулирования включает обязывающие юридические нормы (обязанность военной службы по призыву для отдельных категорий граждан, обязанности военнослужащих после возникновения военно-служебных отношений и др.

), относительные правоотношения (права и обязанности субъектов военно-служебных отношений), реализацию юридических обязанностей (исполнение обязанностей и право требовать их исполнения со стороны субъектов военно-служебных отношений).

Механизм правового регулирования военно-служебных отношений непосредственно базируется на государственно-властных полномочиях государственных органов и воинских должностных лиц. Следовательно, регулирование военно-служебных отношений характеризуется специфическим методом субординации.

Правовое воздействие на военно-служебные отношения необходимо постольку, поскольку это отношения службы и подчинения военнослужащих исключительно государству в лице учреждаемых им организаций и органов, в составе которых они проходят военную службу. Эти отношения предполагают преданность государству со стороны военнослужащих и доверие к своим военнослужащим со стороны государства.

Установление непосредственной связи гражданина (военнослужащего) с государством осуществляется посредством совершения определенного действия (личного публично-правового) — принесения Военной присяги государству, влекущего за собой дополнительные формы и повышенную степень юридической ответственности.

  1. Военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналога в частноправовых отношениях, а также иных государственно-служебных отношениях.

Они связаны с возможностью в нормативно установленном порядке непосредственно применять оружие, вооружение и боевую технику для решения задач, стоящих перед организациями и органами, в которых они проходят военную службу. Указанными правомочиями не обладают служащие других государственных органов, в том числе тех, в которых предусмотрена военизированная государственная служба (органы внутренних дел и др.).

  1. Военно-служебные отношения возникают как на основе добровольного принятия на себя гражданами обязанностей по осуществлению целей, функций и воли государства посредством исполнения воинских должностей, учреждаемых в государственных военных организациях и органах, так и посредством призыва на военную службу, которая является одной из форм реализации гражданами воинской обязанности.
  1. Военно-служебные отношения, связанные с практическим осуществлением военной службы, возникают на основании юридических фактов, т. е. фактов, вызывающих правовые последствия. Для трудовых правоотношений таким юридическим фактом является трудовой договор, а для государственных служащих — административный акт о назначении на государственную должность государственной службы. Для военнослужащих военно-служебные отношения возникают в зависимости от способа поступления на военную службу.

Граждане, призываемые на военную службу, становятся военнослужащими с момента их отправки к месту военной службы из военного комиссариата. Однако участниками военно-служебных отношений в полном объеме они становятся постепенно, по мере их обучения, с принятием Военной присяги, назначением на должности и т. д.

Военно-служебные отношения для граждан, поступивших на военную службу по контракту, возникают с момента вступления в силу контракта о прохождении военной службы, т. е. в отличие от возникновения государственно-служебных отношений государственных служащих возникновение военно-служебных отношений связывается не с назначением на воинские должности, а с иными юридическим фактами.

  1. Защита нарушенных прав в военно-служебных отношениях, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется как во внесудебном (административном) порядке путем обращения к вышестоящему должностному лицу, так и путем обращения в военный суд, который является судом общей юрисдикции.
  2. Для военно-служебных отношений характерен исчерпывающий характер урегулирования их законом, не допускающим введения в них каких-либо обстоятельств в порядке договоренности между двумя сторонами — воинским должностным лицом и военнослужащим, т. е. для регулирования военно-служебных отношений применяется исключительно метод законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовых отношениях. В трудовых отношениях их участники экономически не равны, но равноправны юридически. В военно-служебных отношениях, как и в государственно-служебных, стороны юридически не равны.
  3. Военно-служебные отношения — особая разновидность отношений государственной службы (государственно-служебных отношений), так как одной из их сторон является государство в лице органов государственной власти, государственных организаций (органов) и их должностных лиц.

Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, являются специальными правовыми нормами, распространяющимися на определенный круг специфических субъектов права (например, военнослужащих). Действие указанных норм не может распространяться на государственных служащих, на граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, призывников.

В то же время в случаях, предусмотренных законодательством, оно распространяется на граждан, находящихся в запасе, проходящих военные сборы, поскольку они вовлекаются в сферу военно-служебных отношений, по своему правовому положению приравниваются к военнослужащим, хотя и не являются ими.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/voenno-sluzhebnye-otnosheniya/

Военнослужащий получил отношение, что дальше?

Отношение с военной части

В.В. Титов, офицер Управления кадров Военно-воздушных сил, капитан.

Военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами Российской Федерации (иностранными гражданами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Правовой основой военной службы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, Федеральный закон “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ, а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Приказом Министра обороны Российской Федерации “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации” 2002 г. N 350. В соответствии с п. 3 ст.

43 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и п. 9 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г.

N 350 (далее – Инструкция), военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии, в том числе и другой воинской части, свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению N 4 к Инструкции. Таким образом, законодательно за военнослужащим признается право быть назначенным на воинскую должность в соответствии с полученным отношением.

По моему мнению, законодателю следует признать право за иностранным гражданином, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, быть назначенным на воинскую должность в соответствии с полученным отношением лишь по истечении трехлетнего срока военной службы, т.е.

после приема его в гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ.

Выражая свое мнение по данному вопросу, автор не претендует на бесспорность своих суждений, так как признает этот вопрос дискуссионным и относящимся к прерогативе законодателя.

Следует заметить, что военнослужащие, проходящие военную службу в местностях Российской Федерации, где установлен срок военной службы, вправе предложить свою кандидатуру на рассмотрение аттестационных комиссий воинских частей, дислоцированных в других местностях. Реализовать данное право военнослужащие могут лишь после того, как они выслужили установленные сроки военной службы в этих местностях.

Однако нередки случаи, когда военнослужащие оспаривают действия командиров (начальников) воинских частей, связанные с отказом в представлении на основании полученного отношения к назначению на воинскую должность, и тем самым в соответствии со ст. 3 ГПК РФ и ст. 21 Федерального закона “О статусе военнослужащих” реализуют свое право на судебную защиту.

Командиры (начальники) воинских частей свой отказ в представлении военнослужащего к назначению на воинскую должность в другую воинскую часть, как правило, мотивируют низкой укомплектованностью своих воинских частей и подразделений, а также тем, что в случае реализации отношения они лишены возможности высказать свое мнение по вопросу целесообразности перевода военнослужащего.

Действительно, существует необходимость поддержания укомплектованности воинских частей и подразделений на требуемом уровне для выполнения ими возложенных на них задач. Однако в соответствии с п.

9 Инструкции командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

В данном случае норма права, закрепленная в Инструкции, носит императивный, т.е. обязательный, характер и является обязанностью командира (начальника), а не его правом.

Правом принятия решения в отношении назначения военнослужащего обладает должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную должность в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации “О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий” от 11 декабря 2004 г. N 410. В случае если командир имеет особое мнение по вопросу перевода военнослужащего к новому месту службы, то он имеет право выразить его в представлении к назначению.

Анализ судебной практики позволяет заключить, что выводы, сделанные автором статьи, являются правильными и обоснованными и подобное разрешение спорных вопросов позволит избежать необоснованных судебных разбирательств.

Так, 94-й гарнизонный военный суд признал действия командира войсковой части 75555, связанные с отказом в представлении подполковника Т. на основании отношения, полученного из войсковой части 73777, к назначению на воинскую должность, незаконными.

Как видно из материалов дела, Т.

обратился в военный суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части 75555, связанных с отказом в представлении его на основании полученного отношения к назначению на воинскую должность, и просил суд: признать действия командира войсковой части 75555, связанные с отказом в представлении его на основании полученного отношения к назначению на воинскую должность, незаконными; обязать командира войсковой части 75555 направить на Т. в установленном порядке, по команде, на основании отношения представление к назначению на воинскую должность, указанную в отношении.

Как установлено судом, заявитель был положительно рассмотрен в войсковой части 73777 к назначению на воинскую должность, в связи с чем ему было выдано отношение.

О своем согласии с назначением на воинскую должность, указанную в отношении, заявитель исполнил рапорт.

Из рапорта заявителя, адресованного командиру войсковой части 75555, и резолюции на нем следует, что командир воинской части отказался рассматривать вопрос о реализации в установленном порядке отношения, поступившего из войсковой части 73777.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика требования заявителя не признал и указал на то, что командир войсковой части 75555 в случае реализации отношения лишен возможности высказать свое мнение по вопросу целесообразности перевода Т. к новому месту службы, что противоречит требованиям действующего законодательства, и просил суд отказать заявителю в удовлетворении его требований.

Проанализировав норму права, содержащуюся в п.

9 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, являющейся приложением к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, в совокупности с материалами дела суд пришел к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что же касается довода представителя ответчика о том, что командир войсковой части 75555 лишен возможности высказать свое мнение о целесообразности перевода Т.

, то суд признал, что указанный довод не может являться основанием для отказа, так как именно командир наделен правом изложить свое мнение в представлении к назначению на воинскую должность и тем самым довести его до сведения вышестоящего кадрового органа и соответствующего должностного лица.

Приняв во внимание данные выводы, военный суд вынес решение в пользу заявителя.

Однако non exemplis, sed legibus judicandum est – не примеры, а законы имеют юридическую силу. Следует лишь эти законы не только правильно интерпретировать, но и просто соблюдать.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/6344-voennosluzhashhij-poluchil-otnoshenie-chto-dalshe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.