Отказ в получении жилья военнослужащему

Содержание

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Отказ в получении жилья военнослужащему

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

Общиеположения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилищегарантировано статьей15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусевоеннослужащих”, в соответствии с данной статьей,государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств наприобретение или строительство жилых помещений либо предоставленияим жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военнойслужбы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

-военнослужащие, назначенные на воинские должности после полученияпрофессионального образования в военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования и получения в связи с этим офицерскоговоинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие сними члены их семей;

-офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службыпосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей;

-прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контрактупосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении своенной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ичленов их семей при перемене места жительства осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путемвыдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдачежилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иномуфедеральному органу исполнительной власти, в котором федеральнымзаконом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационногоучета по прежнему месту жительства представляются указаннымигражданами и совместно проживающими с ними членами их семей приполучении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимсяначиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенногожилого помещения, расположенного по месту военной службы или поизбранному до дня вступления в силу настоящего Федерального законаместу жительства, которое соответствует требованиям, установленнымзаконодательством Российской Федерации, а также изъявившим желаниеизменить место жительства,предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, чтообеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службыпо достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года былиприняты органами местного самоуправления на учет в качественуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с нимичленов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджетапо выбору гражданина, уволенного с военной службы, в формепредоставления:

жилого помещения всобственность бесплатно;

жилого помещения подоговору социального найма;

единовременной денежнойвыплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственностьбесплатно или по договору социального найма, составляет 18квадратных метров общей площади жилого помещения на одногочеловека.

Военнослужащий, имеющийвоинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военнуюслужбу либо уволенный с военной службы по достижении им предельноговозраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинскойчасти, военнослужащий, имеющий почетное звание РоссийскойФедерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования, военной кафедры при государственнойобразовательной организации высшего образования, военнослужащий -научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, припредоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилогопомещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилогопомещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ “О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации”военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу поконтракту в воинских частях по охране важных государственныхобъектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и членыих семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми всоответствии с Жилищным кодексомРоссийской Федерации (далее в настоящей статье- проживающие совместно с ними члены их семей), на периодпрохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваютсяслужебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,относящимися к жилым помещениям специализированного жилищногофонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014N 210-КГ14-5

Исковыетребования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении емураспределенного жилого помещения по избранному месту жительства всвязи с обеспечением ранее жильем за счет государственногожилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом иобратился в суд.

Позиция суда:решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля2013 года, оставленным без изменения апелляционным определениемСеверного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, КривцуК.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьиСеверного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьиВерховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года впередаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседаниипрезидиума флотского военного суда и Военной коллегии ВерховногоСуда Российской Федерации заявителю и его представителюотказано.

Однако Верховный суд несогласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства вКривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве членасемьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерацииони не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военнойслужбы более 10 лет.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, совместнопроживающих с ними членов их семей, осуществляется при получениижилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявительправомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением поизбранному месту жительства после увольнения с военной службы сучетом супруги и дочери.

Иск обобязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовскогообластного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковыетребования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском кАдминистрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязаниипредоставить жилое помещение.

Позиция суда:Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.отказано.

Вышестоящий судсогласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условиемобеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категорииявляется принятие решения органами местного самоуправления опринятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях ивключении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, какследует из материалов дела, истец является включенным в списокграждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего врезультате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты”Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживанияпо критериям безопасности.

Как следует из материаловдела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасскаразъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию городас заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался сзаявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано покаким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилогопомещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Отказ военнослужащего от квартиры – причины и последствия отказа от жилья

Отказ в получении жилья военнослужащему

Распределение квартир военнослужащим в натуральном виде, всегда было головной болью Министерства обороны. Именно поэтому в настоящее время Правительство пытается перевести военнослужащих на иную форму обеспечения недвижимостью. А именно ипотеку, которая дает право выбора не только места приобретения недвижимости, но и самой жилплощади.

На эту форму обеспечения планируется перевести всех военнослужащих, а также организации, в которых предусмотрена военная служба до 2023 года. Кроме того, согласно последним изменения введена новая форма обеспечения недвижимостью, в виде субсидии, с помощью которой планируется ликвидировать уже имеющуюся очередь на жилье до конца 2014 года.

Причины отказа от получения жилья

Проблемы, связанные с распределением квартир, как правило, связаны с причинами:

  1. Нежелания проживать в том районе, где была предложена недвижимость,
  2. Несоответствия выданной квартиры нормам площади положенной по закону, как правило, это получения квартиры меньшей площади.
  3. Несоответствия предлагаемой для получения недвижимости требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Кроме этого у каждой в отдельности взятой семьи могут возникнуть другие причины, оформить отказ военнослужащего от жилья.

Например, нежелание, проживать с маленькими детьми на последних этажах многоэтажек. Или наоборот, некоторые недовольны предоставлением квартиры на первом этаже.

Но такие требования не учитываются в законодательстве.

Помимо этого отказ военнослужащего от распределённого жилья, может быть продиктован желанием получить субсидию, которая даёт право на самостоятельное приобретение недвижимости в любой регионе нашей страны.

По отзывам очередников, распределение квартир военнослужащим в Подольске не оправдало ожидание очередников. Встречаются высказывания о том, что нужно было лучше брать квартиру по военной ипотеке.

Последствия отказа для очередника

Отказ военнослужащего от квартиры, предложенной ему государством, не может быть поводом для исключения из очереди нуждающихся в получении жилья. То есть в случае предложения государством жилой площади, не соответствующей каким-либо требованиям, офицер может отказываться от него столько раз, сколько такая жилплощадь будет предложена. Только отказ должен быть аргументирован.

По Жилищному Кодексу, граждане РФ имеют право на свободный выбор недвижимости, подходящей им для проживания.

Более того, в ФЗ-117 чётко указано, что офицер имеет право выбора, в какой форме он желает быть обеспечен жильём.

То есть, если у него есть законные основания на получение субсидии, он может оформить отказ от квартиры, и получение ЕДВ в таком случае станет для него наилучшим вариантом обеспечения недвижимостью.

Согласно новым изменения, офицеры, отказавшиеся от выданной государством недвижимости по месту службы или выбранному им месту постоянного проживания, обеспечиваются недвижимостью путём предоставления ЕДВ. Эти нормы действительны для тех, кто отказался после вступления закона в законную силу, то есть после 01 января 2014 года.

Но эти норма закона могут быть применены только в том случае, если предоставленная недвижимость соответствовала всем требованиям, предъявляемым к жилью, и нормам площади, положенной офицеру по закону.

Как получить субсидию

В связи с последними изменения в законодательстве, позволяющими выбрать в качестве обеспечения жильём субсидию, у многих военнослужащих возникает вопрос: Как правильно отказаться от жилья и получить субсидию?

Стоит напомнить, что правом на жилищное обеспечение обладают не все военнослужащие.

  • Основное условие для получения ЕДВ является признание нуждающимся в жилье.
  • Далее, непременным условием является отказ от предоставленных жилых помещений. Будь то служебная жилплощадь или договор найма (поднайма) жилого помещения.

Для отказа от жилья военнослужащий должен подать рапорт на имя начальника части, в котором необходимо указать причину отказа и дальнейшее желание воспользоваться своим правом на получение недвижимости в качестве предоставления субсидии.

Отказ от жилищного сертификата в пользу ЕДВ также является неотъемлемым правом военнослужащего на выбор формы обеспечения недвижимостью.

Стоит напомнить, что участники НИС также не вправе претендовать на получение ЕДВ. А отказ от военной ипотеки, даже в том случае, если у офицера было право на добровольное участие в ней можно оформить только через суд.

Кроме того, учитывая сложившуюся судебную практику, даже подача заявления в суд вряд ли сможет решить эту проблему.

Однако в отличие от других форм обеспечения квартирами при получении военной ипотеке не принимается во внимание наличие у офицера или членов его семьи другой недвижимости, как в собственности, так и по договору. Для участия в НИС не требуется, чтобы военный был признан нуждающимся в обеспечении жилплощадью.

Более того, в случае досрочного погашения кредита, можно повторно воспользоваться военной ипотекой для приобретения более просторной жилплощади, или даже второй недвижимости.

Стоит ли отказываться от готовой квартиры?

Возможно, стоит задуматься, стоит ли отказываться от обеспечения жильем в натуральной форме. Ведь это гарантирует защитнику Отечества в конечном итоге получить квартиру положенной ему площади, а при достаточном упорстве ещё и в том регионе, где ему бы хотелось проживать.

Такой вариант развития событий не гарантирован в случае оформления им ЕДВ или ГЖС. Ведь в обеих вариантах сумма, предоставляемая государством, будет строго фиксирована, а повторное её получение невозможно.

Учитывая, что при расчёте как ЕДВ, так и ГЖС принимается во внимание средняя стоимость квадратного метра по России в целом.
Для некоторых регионов её может быть недостаточно, чтобы приобрести жильё положенной по закону площади.

А законодательством закреплено, что в случае предложения офицеру квартиры, меньшей площади, чем ему положено, он имеет право от неё оказаться и ждать получения другой, подходящей ему по площади.

Какой бы вариант обеспечения жильём ни был выбран, если защитник отечества продолжает службу Родине, он имеет право на участие в НИС и приобретения недвижимости по военной ипотеке, но только при соблюдении определённых условий. Таких как участие в НИС не менее 3-х лет. Это даёт возможность повторно приобрести квартиру за счёт государства.

Общий бал: 10Проало: 2

Источник: https://GosVoenIpoteka.ru/page/otkaz-ot-poluchenija-zhilja-voennosluzhashhim

Отказ во включение в списки на получение служебного жилья

Отказ в получении жилья военнослужащему
Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Подгурского В.В., при секретаре Джиоеве С.В. с участием представителя административного истца Ремизова А.Е.

в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело №2а-709/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего Управления коменданта охраны МО РФ прапорщика Бабенцева Алексанжра Викторовича об оспаривании действий руководителя 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с отказом во включении в списки на получение служебного жилого помещения членов семьи, Установил: Бабенцев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действие руководителя 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ связанное с отказом во включении в списки на получение служебного жилого помещения членов семьи и обязать начальника 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в списки на получение служебного жилого помещения жены и дочери административного истца, повторно рассмотреть вопрос о включении в списки на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы жены ФИО2 и дочери ФИО3. В судебном заседании представитель административного истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что Бабенцев проходит службу в Управления коменданта охраны МО РФ. В установленном порядке признан нуждающимся для получения служебного жилого помещения. После заключения брака истец обратился в 1 отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ с просьбой о включении в списки для получения служебного жилого помещения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № жене и дочери было отказано в признании нуждающимися в получении служебного жилого помещения, поскольку не предоставлены доказательства их прибытия к новому месту службы. Далее представитель истца пояснил, что он и члены его семьи зарегистрированы по адресу . Фактически они проживают по договору найма по адресу . Далее представитель истца сообщил, что при подаче заявления им были приложены необходимые документы. Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл. Из представленных возражений усматривается, что ответчик просит отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что Бабенцевым не представлены доказательства прибытия членов семьи к новому месту службы. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. Как установлено в судебном заседании Бабенцев проходит службу в Управлении коменданта охраны, и им заключен контракт по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией контракта. Копия свидетельства о заключении брака № подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ между Бабенцевым А.В. и ФИО2 заключен брак. Из копии свидетельства о рождении и свидетельства об установлении отцовства следует, что ДД.ММ.ГГГГ у Бабенцева А.В. родилась дочь. Согласно справке № в состав семьи истца входят жена – ФИО2 и дочь ФИО3. Из копий свидетельств о регистрации видно, что ФИО8 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по адресу . Из копии договора найма следует, что Бабанцев и члены его семьи фактически проживают по договору найма по адресу . Копия решения Глазуновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что мать супруги административного истца лишена родительских прав. Из копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что супруга истца как оставшаяся без попечения родителей признана нуждающейся в получении жилья. Из копии амбулаторной карты следует, что дочь административного истца состоит на медицинском учете в городе . Согласно копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, Бабенцеву отказано во включении жены и дочери в списки на получение служебного жилья, потому, что им не подтвержден документами, предусмотренными п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений и пунктами 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», факт прибытия семьи к новому месту военной службы совместно с военнослужащим. Абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 15 указанного Федерального закона, военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу, к которому прикладываются соответствующие документы, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Бабенцев проходит военную службу в Управлении коменданта охраны. Члены его семьи фактически прибыли к новому месту службы военнослужащего и, ввиду отсутствия служебного жилого помещения по новому месту военной службы, зарегистрировались по месту пребывания по адресу воинской части. С учетом установленных обстоятельств, суд полагает необоснованным отказ 1 отдела во включении в список на предоставление служебного жилого помещения членов семьи Бабенцева, поскольку им представлены в 1 отдел для принятия решения все необходимые документы, подтверждающие факт совместного прибытия к новому месту службы военнослужащего членов его семьи. Довод административного ответчика о необходимости регистрации членов семьи военнослужащего именно по месту жительства по новому месту службы военнослужащего, для включения в список на предоставление служебного жилого помещения, суд признает безосновательным и противоречащим вышеприведенным нормам по следующим основаниям. Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В силу пункта 3 приведенных Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Согласно пункту 23 приведенных Правил, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. По смыслу приведенных норм, с учетом положений пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, и не обеспеченные служебным жилым помещением, регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей до получения указанных жилых помещений. Поскольку место дислокации воинской части не является местом жительства военнослужащего и членов его семьи, регистрация по месту дислокации воинской части по месту пребывания, а не по месту жительства не может препятствовать в реализации военнослужащими-гражданами своих прав и свобод, а также исполнении ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а, следовательно, не может являться основанием для отказа в реализации права военнослужащего на предоставление служебного жилого помещения. Таким образом, для восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым признать незаконным действие руководителя 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ связанное с отказом во включении в списки на получение служебного жилого помещения членов семьи и обязать начальника 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в списки на получение служебного жилого помещения жены и дочери административного истца, повторно рассмотреть вопрос о включении в списки на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы жены ФИО2 и дочери ФИО3. Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179 и 180 КАС РФ, военный суд решил: Заявление ФИО4 – удовлетворить. Признать незаконным действие руководителя 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ связанное с отказом во включении в списки на получение служебного жилого помещения членов семьи и обязать начальника 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в списки на получение служебного жилого помещения жены и дочери административного истца, повторно рассмотреть вопрос о включении в списки на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы жены ФИО2 и дочери ФИО3. Начальнику 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ сообщить об исполнении решения в Московский гарнизонный военный суд и Бабенцеву А.В., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.В. Подгурский

Возврат к списку

ucgarda@yandex.ru

+7 (495) 72-150-72

+7 (967) 285-80-11

+7 (967) 285-80-11

пн-пт: с 10:00 до 20:00;

сб: по записи с 10:00 до 14:00

г. Москва, м. Баррикадная/Краснопресненская,

Садовая-Кудринская д. 11 оф 418

Источник: https://uc-garda.ru/voennie-dela/nashi-dela/otkaz-vo-vklyuchenie-v-spiski-na-poluchenie-sluzhebnogo-zhilya/

Уволенные военнослужащие, не признанные в период службы нуждающимися в получении жилого помещения, сохраняют право на его получение от Министерства обороны РФ. Верховный Суд РФ в очередной раз пересмотрел судебную практику

Отказ в получении жилья военнослужащему

На сегодняшний день проблема получения жилого помещения военнослужащими, по утверждению представителей МО РФ, решается весьма успешно.

В печати периодически появляются  доклады должностных лиц, которые в подтверждение сказанного приводят статистические данные о том, сколько человек, признанных нуждающимися и внесенных в Единый реестр военнослужащих, получили квартиры или жилищную субсидию.

 Вот, к примеру,  цитата из выступления Министра обороны РФ на внеплановом заседании коллегии военного ведомства, состоявшегося 25.07.2018 года:

«Прежде всего, наконец, удалось снять с повестки дня застарелую проблему нехватки жилья для военных. С 2012 года по настоящее время выполнены социальные обязательства по реализации жилищных прав в отношении более 521 тысячи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», — отметил министр.

И далее по тексту:

Благодаря такому нововведению, как предоставление субсидий для приобретения или строительства постоянного жилья, очередь нуждающихся в нем сократилась в 2,5 раза.

Только при всей видимости успеха в разрешении столь важного вопроса, «за бортом» остается проблема, скрываемая, замалчиваемая и никогда не упоминаемая в этих самых докладах и выступлениях.

А суть проблемы в том, что достаточно большое количество бывших военнослужащих (сколько их на самом деле доподлинно неизвестно), честно и добросовестно отслуживших Родине,  заработавших право на получение жилого помещения от МО РФ, но уже закончивших службу и уволенных из рядов ВС РФ,  оказались брошенными этим самым Министерством обороны на произвол судьбы.

В подавляющем большинстве в эту группу входят военнослужащие, оставшихся проживать после увольнения в служебном жилье, в общежитиях, часто вообще не обеспеченные жильем, и которые по различным причинам, в том числе, как например, незнание закона,  прямого злоупотребления со стороны вышестоящих должностных лиц, не были признаны нуждающимися в получении жилого помещения в процессе прохождения военной службы.

 А злоупотребление выражалось в том, что увольняемым военнослужащим, не имеющим жилья, в целях их скорейшего увольнения со службы, командованием предлагались служебные квартиры, и после согласия последних на их получение, их увольняли уже как обеспеченных жильем по установленным нормам.

Соответственно, такие лица сразу же снимались с жилищного учета. По прошествии времени люди начинали понимать, что с ними поступили, мягко говоря, нехорошо, но что-либо исправить становилось невозможным.

Почему так происходит, и как теперь можно поступать в таких случаях, рассказывается в этой публикации.

Часть 1. 

Первоначально обратимся к нормам действующего законодательства, касающегося жилищного обеспечения военнослужащих.  

Исходя из ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением (жилищной субсидией) имеют следующие категории военнослужащих:

— Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года,   — признанные нуждающимися в жилых помещениях,  по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства;

— военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, или поступившие на военную службу после этой даты, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более  — по избранному постоянному месту жительства.

Сюда же можно отнести военнослужащих, уволенных до 1 января 2005 года подлежавших обеспечению жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Между тем, в  вышеперечисленном списке к военнослужащим положения закона «О статусе военнослужащих», несмотря на  заявленные  в ст. 15  государственные гарантии предоставления жилого помещения, не применяются в том случае,  если они на момент обращения в жилищные органы МО РФ с заявлением о признании их нуждающимися уже не служат в армии. 

И такие «бывшие» военнослужащие обеспечению квартирами или жилищной субсидией от МО РФ не подлежат.  Чиновники МО РФ, в чьей компетенции находится обеспечение жилыми помещениями, отказывая таким гражданам в постановке на жилищный учет, обосновывают свой отказ тем, что они:

 — утратили связь с армией, 

— не являются действующими военнослужащими,

= жилищные органы обязаны обеспечивать жильем только действующих военнослужащих, и т.д.

 Суды, начиная с середины 2013 года, отказывают бывшим военнослужащим по их искам о признании нуждающимися в получении жилого помещения и в обязании жилищного органа  постановить их на учет.  

Судьи считают отказы жилищных органов МО РФ соответствующими закону, мотивируя это тем, что «нормативные и правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, в частности, Приказ МО РФ от 30.09.2010 №1280,
не предусматривают принятие органами военного управления на жилищный учет граждан, не являющихся военнослужащими».

Для примера рассмотрим вкратце два решения по такой категории дел.

Вначале обратимся к практике Верховного суда РФ.

Источник: https://pravorub.ru/articles/83222.html

Как получить жилье военнослужащим

Отказ в получении жилья военнослужащему

Государство оказывает военнослужащим и их семьям материальную поддержку. Одним из видов социальной защиты служащих в ВС РФ граждан является предоставление жилья. Вместо многолетнего ожидания в очереди офицер может оформить субсидию, ипотеку на жилплощадь или специальный сертификат.

Нормы жилья для военнослужащих

Вопрос предоставления жилья гражданам, которые несут службу в военных организациях, регулируется федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года. Военнослужащего поселяют в служебную квартиру на период исполнения обязанностей. Он вправе претендовать на получения в собственность жилья в городе, где проходит служба, или любом выбранном населенном пункте.

По закону на 1 человека выделяется определенное количество квадратных метров. Поэтому общая площадь жилья, которое полагается военному, зависит от количества членов семьи. В 2018 году жилищная норма составляет:

  • для одинокого человека – от 18 до 36 м2;
  • для семьи из 2 человек – от 36 до 45 м2;
  • для 3 проживающих – от 54 до 63 м2;
  • для 4 членов семьи – от 72 до 81 м2.

Такая норма используется для военнослужащих, которые не имеют права на дополнительные метры. Исходя из конструкции дома и его технических характеристик площадь могут увеличить на 9 м2. Некоторые военные получают право на расширение жилья на 15 – 25 м2. Такое преимущество доступно следующим категориям:

  • полковникам и военным высшего чина;
  • преподавателям военных вузов, которым присвоили звание;
  • ученым с воинским званием;
  • командирам военной части;
  • военнослужащим с государственными наградами РФ.

Инвалидам и гражданам с тяжелой формой хронического заболевания полагается увеличение стандартной жилищной нормы от 36 до 99 м2 в зависимости от количества членов семьи. Герой России вправе претендовать на дополнительные 20 м2 на 1 члена семьи.

Если военнослужащему полагается дополнительная площадь по нескольким критериям, он должен выбрать одно основание. Жилищная норма устанавливается местными органами власти, поэтому в разных регионах она отличается. В случае найма или владения квартирой, которая по площади меньше положенной величины, военного ставят на учет со статусом нуждающегося в жилплощади или улучшении жилищных условий.

Какому военнослужащему положена квартира

Главное условие для получения дома или квартиры – включение в список нуждающихся в жилье. В управление жилищного обеспечения обращаются такие категории военнослужащих:

  • назначенные на должность в военной организации после получения соответствующего образования и офицерского звания;
  • офицеры, которые подписали контракт о прохождении службы после 1 января 1998 года;
  • прапорщики, сержанты, старшины, солдаты, мичманы и матросы;
  • со стажем 20 лет и больше;
  • при наличии больше 10 лет выслуги в случае увольнения по состоянию здоровья, достижения установленного пенсионного возраста или в связи с сокращением.

Если у супруги военного есть квартира, которая не является совместно нажитым имуществом, он может претендовать на получение жилья. В комиссариат или управление жилобеспечения нужно подать документы, которые подтвердят отсутствие прав собственности военнослужащего на жилплощадь.

Способы реализации права

Правительством РФ разработаны программы, которые позволяют получить квартиру или дом за счет бюджетных денег. Для приобретения жилья пользуются 3 вариантами: оформление государственного сертификата, подача документов на субсидию или участие в накопительно-ипотечной системе.

Получение жилищного сертификата

Программа получения сертификатов на жилье начала действовать в 1998 году. Документ является именным и подтверждает право на материальную помощь для покупки квартиры. Свидетельство предоставляет возможность самостоятельно выбрать место расположения и вид жилья. Для получения жилищного сертификата военнослужащие должны подходить по таким параметрам:

  • при увольнении вследствие ухудшения здоровья или организационно-штатных мероприятий – наличие 10 и больше лет стажа на службе;
  • в случае ухода со службы связи с семейными обстоятельствами – 20 лет выслуги;
  • постановка на учет как нуждающегося в квартире или улучшении условий;
  • переезд из военного городка или служебного жилья.

Не имеют право получить свидетельство участники ипотечной программы и семьи с подходящей по норме жилплощадью. Сертификат предоставляет одинаковую долю в квартире каждому члену семьи. Сумма в документе зависит от рыночной стоимости 1 квадратного метра в регионе и коэффициента, который устанавливает Правительство РФ.

Выдачу таких документов контролируют органы власти. Для оформления жилищного сертификата происходит нужно дополнительно предоставить такие бумаги:

  • заявление;
  • копии паспортов военнослужащего и каждого члена семьи;
  • копию свидетельства о рождении (для несовершеннолетних детей);
  • копию свидетельства о заключении и расторжении брака;
  • справку о состоянии банковских счетов всей семьи за последние 5 лет;
  • выписка из домовой книги о зарегистрированных в жилом помещении гражданах;
  • копии документов, подтверждающие право приобретения недвижимости.

Дополнительно прилагается справка о постановке в очередь на получение жилье и согласие на исключение его из списка после оформления сертификата. Военнослужащий обращается в комиссариат с документами. Орган передает бумаги в муниципалитет. Если военный с семьей покидает служебную квартиру или закрытое поселение, прошение подается сразу в администрацию города.

Льготы на жилье военнослужащим

Гражданам, которые служат в ВС РФ, полагается субсидия на жилплощадь. Это целевая одноразовая выплата денег на покупку или строительство жилья. Для получения денег существуют такие условия:

  • контракт на службу заключен до 1 января 1998 года;
  • наличие выслуги 20 лет;
  • 10 лет стажа на военной службе в случае увольнения;
  • включение в список военных, которые нуждаются в улучшении условий жилья.

Размер субсидии зависит от нормы площади на 1 человека, стоимости 1 квадратного метра и поправочного коэффициента. Для военных, которые живут одни, минимальный размер помещения составляет 33 м2, для 2 человек – 42 м2. На каждого нового зарегистрированного жильца выделяется дополнительно 18 м2.

Сумма материальной помощи увеличивается за счет поправочного коэффициента. Его размер в зависимости от выслуги лет составляет:

  • 1,85 – за 10 – 16 лет службы;
  • 2,25 – за 16 – 20 лет трудовой деятельности;
  • 2,375 – до 21 года работы на воинской должности.

После 21 года выслуги за каждые дополнительные 12 месяцев на службе к коэффициенту прибавляется 0,075. Максимальный размер показателя – 2,75.

В территориальный орган жилобеспечения подается заявление о перечислении материальной помощи и договор о наличии счета в банке с реквизитами. В заявлении ставят подпись все члены семьи. За несовершеннолетних детей расписывается законный представитель.

Для получения информации из реестра соответствующий запрос направляется в Федеральную службу, которая занимается регистрацией прав на недвижимость.

В течение 10 рабочих дней сотрудники организации принимают решение о предоставлении льготы. Копию решения на протяжении 3 рабочих дней передают в финансовый и кадровый отдел ВС РФ.

Отделение жилобеспечения исключает военного со списка нуждающихся.

СПРАВКА! Во второй половине 2018 года 1 м2 жилья стоит 42 753 рубля. Цены отличаются в зависимости от выбранного региона для покупки помещения. Годовой платеж из бюджета в 2018 году составляет 268,5 тыс. рублей.

Условия ипотеки для военнослужащих

Ипотека предусматривает регулярные поступления на банковский счет военного определенной суммы. Она может использоваться для внесения первого взноса за квартиру. Главное требование – регистрация в накопительно-ипотечной системе (НИС). Дополнительные условия для оформления ипотеки следующие:

  • возраст участника от 22 до 45 лет;
  • завершение учебы в военном вузе или заключение контракта с 01.01.2005 года;
  • срок службы не меньше 3 лет;
  • подписанный контракт минимум на 5 лет;
  • наличие на счету денег для внесения 10 – 20% стоимости жилья.

Обращаться за ипотекой имеют право военные в запасе, которых уволили в связи с ликвидацией воинской части, семейными обстоятельствами или по состоянию здоровья. В последнем случае стаж работы не учитывается. Оформление заема происходит по такому алгоритму:

  • Подача командиру заявления на участие в системе.
  • Открытие накопительного счета после положительного ответа.
  • Обращение через 3 года в банк, который участвует в НИС, с намерением оформить ипотеку.
  • Уплата первоначального взноса за квартиру после одобрения заявления.

ВАЖНО! Последующие платежи проходят автоматически с бюджета на открытый банковский счет. Выделенная сумма не покрывает проценты за использование кредита.

Рядовые солдаты вправе подать документы на ипотечный кредит после заключения второго контракта на службу. Офицеры, получившие звание после 2005 года, участвуют в программе автоматически. Остальные военнослужащие должны подавать рапорт. После оформления ипотеки военный не может уйти со службы по собственному желанию, поскольку деньгу нужно возвращать.

Общая инструкция по обеспечению жильем

Процедура оформления бумаг на предоставление жилплощади несложная. Подача документом военными, которые проходят службу, и гражданами в отставке имеет некоторые отличия.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Первым шагом к получению квартиры является постановка в очередь для нуждающихся в жилье. Для этого нужно подать такие документы:

  • рапорт;
  • копию справки о банковском счете за 5 лет;
  • выписку из домовой книги о количестве зарегистрированных членов семьи;
  • справку о наличии стажа;
  • бумагу о наличии дополнительного жилья.

Представленные бумаги направляются в комиссариат по месту расположения квартиры. Учреждение ставит на учет заявителя и отправляет решение командиру части и местной администрации. Окончательный список военных, которые претендуют на получение квартиры, формирует муниципалитет. Для постановки на учет офицеров существуют следующие основания:

  • отсутствие жилплощади или наличие жилья площадью менее установленной нормы;
  • аренда квартиры по договору соцнайма, если хроническое заболевание члена семьи мешает совместному проживанию;
  • проживание в общежитии или на служебной квартире;
  • квартира не отвечает критериям, которые установлены для жилого помещения.

Решение о предоставлении статуса нуждающегося или отказе в регистрации принимают в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Если военнослужащий подал не все документы, его не занесут в реестр.

Командиру части отправляют уведомление с просьбой предъявить недостающие бумаги. В течение 3 рабочих дней начальник передает под роспись письмо заявителю. Недостающие справки нужно подать в течение месяца.

Если за 5 лет до подачи рапорта военнослужащий совершил действия, которые ухудшили жилищные условия, его не признают нуждающимся в жилье.

Как получить жилье военному пенсионеру

Гражданин, который вышел в отставку после достижения пенсионного возраста, подает документы на получение жилья в городскую администрацию. К письменному заявлению добавляют такие документы:

  • выписку о зарегистрированных членах семьи в квартире;
  • справку о составе семьи, которую берут из личного дела;
  • информацию о дате и месте призыва;
  • копию справки о банковском счете;
  • документы, которые подтверждают право владения жильем.

В случае выезда из закрытого города военнослужащий должен подать документы о выселении и сдаче предыдущей квартиры, паспорта членов семьи и справку о жилищных условиях в администрацию по выбранному месту проживания.

Все документы подшиваются в дело, которое создано при жилищном отделе соответствующего органа. После предъявления бумаг специальная комиссия при муниципалитете принимает решение о постановке на учет в течение месяца. Для уведомления пенсионера о включении его в очередь органам власти дается 3 месяца.

Если человек увольняется в связи с достижением пенсионного возраста, для получения квартиры необходимо подать рапорт командиру части за 3 года до даты увольнения. Главное требование – наличие 10 лет выслуги.

Начальник ходатайствует о постановке в очередь на жилье. Официальное обращение передается в жилищный отдел выбранного места жительства.

Если офицер уходит вследствие сокращения, просьба подается за год до увольнения.

Обеспечение военных жильем остается актуальным вопросом для России. Законодательство содержит нормы, которые гарантируют получение квартиры или дома. Для приобретения жилплощади военнослужащий может зарегистрироваться в накопительно-ипотечной системе, оформить документы на жилищный сертификат или субсидию. Для пенсионеров и военных на службе процедура подачи имеет свои нюансы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/kak-poluchit-jile-voennoslujascim-5ef6002e22e09a79bc8dbb96

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.