Образование на рабочем месте

Обучение на рабочем месте: плюсы и недостатки

Образование на рабочем месте

Каждый человек когда-нибудь столкнется с выбором работы.

Некоторые люди получают знания о будущей профессии в колледжах или ВУЗах, некоторые ещё будучи подростком занимаются интересующими их вещами и, если это связано с изготовлением вещей, могут начать продавать продукты собственного производства при должном качестве.

Но не все ВУЗы дают практические знания, не все профессии из колледжей нужны на рынке труда, не говоря уже о специфических моментах, имеющихся у каждой профессии, которые надо объяснять новым сотрудникам.

О чём же речь?

Работодатель заинтересован в четком и качественном исполнении сотрудником своих должностных обязанностей, ведь это влияет на прибыль. Некоторые компании подстраховываются, организовывая обучение (его ещё называют инструктажем) для своих сотрудников, которое делится на 3 основных типа:

  1. Подготовка персонала.
  2. Переподготовка персонала.
  3. Повышение квалификации.

Первый способ нужен, когда у работника нет специальных знаний, необходимых для работы с чем-то (например, с ПО в колл-центре, с оборудованием на производстве и т.д.). Если же у человека есть опыт, полученный на похожей должности, то его не надо обучать с нуля.

В этом случае прибегают к переподготовке. С её помощью можно обучить человека новым обязанностям и возможностям его рабочего места или ПО. Данный способ предполагает наличие некоторого стажа на занимаемой должности и изменения рабочего процесса. Если же работник пошел выше по карьерной лестнице, то надо обучить его новым стандартам и требованиям.

Это называется «повышение квалификации». Несмотря на схожесть идеи с переподготовкой это отдельный тип, который предполагает повышение требований от сотрудника. Например, с повышением квалификации ему могут рассказать про правила обучения новых сотрудников или объяснить тонкости управления будущими подчиненными и связанной с этим бумажной работой.

Инструктаж может протекать либо на будущем месте работы (без отрыва от производства), либо на отдельных занятиях (с отрывом). У каждого метода свои плюсы и минусы, иногда противоречащие друг другу.

Основные плюсы

Без отрыва от производства:

  • Это не так затратно по деньгам для предприятия, поскольку проводится на будущем месте работы (не надо иметь отдельный офис для занятий, инструктора — сотрудники фирмы, что позволяет не набирать новый штат только для обучения сотрудников). Вдобавок к этому, сотрудник может выполнять свои обязанности во время совершенствования своих навыков.
  • Человек получает знания и умения работы с реальным оборудованием, что положительно сказывается на его эффективности.
  • С самого начала человек находится среди своих будущих коллег, а значит впоследствии ему не надо будет адаптироваться к новым людям и обстановке.
  • Меньшая задержка по времени между началом обучения и началом работы.

С отрывом от производства:

  • Легче подобрать квалифицированного инструктора, что позволяет повысить качество обучения.
  • Наличие специального учебного оборудования, что позволяет снизить расходы при ошибках работника.
  • Освоение профессии идёт поэтапно, что облегчает восприятие и запоминание информации.
  • Подготовка персонала происходит в подходящей обстановке без шума и суеты, а главное — будущие коллеги не узнают о допущенных ошибках. Последнее может вызвать стресс и неприятные ассоциации с работой, что не только вредит обучению, но и снижает настрой сотрудника.
  • С самого начала сотрудника обучают только правильным методам работы.
  • Если произошел массовый набор новых кадров, то инструктаж можно проводить сразу для всех в виде лекций (или, если соискателей слишком много, по группам). Это несколько снижает его эффективность и контроль за правильностью, но за счёт этого снизятся и затраты на выплаты лекторам и инструкторам, и количество времени необходимое на прохождение инструктажа всеми сотрудниками.
  • Некоторые возникающие вопросы легче обсуждать, ведь ученик точно знает, что над ним не будут насмехаться из-за их «глупости», «неуместности», и «очевидности».

Основные минусы

Без отрыва от производства:

  • Инструктор может не иметь образования, связанного с обучением людей. Чаще всего это либо работник на следующей ступени карьерной лестницы, либо сосед по рабочему месту.
  • При оплате по результатам работы (так называемой сдельной оплате) обучение может отрицательно отразиться на зарплатах и инструктора и обучаемого. Более того, может возникнуть ситуация, когда инструктор выполняет свой рабочий план в ущерб качеству обучения.
  • Не всегда коллега-инструктор научит правильным методам работы.
  • Из-за ошибок новичка может повыситься процент брака и испорченных расходников.
  • Существует опасность вывода из строя дорогостоящего оборудования.
  • Обучение происходит в неблагоприятных условиях (шум, суета, непрофессиональные коллеги могут издеваться из-за допускаемых ошибок, что негативно скажется на способности к обучению)
  • Некоторые возникающие вопросы тяжело честно обсуждать рядом с коллегами или в присутствии начальства.

С отрывом от производства:

  • Гораздо выше затраты на обучение (отдельное помещение, отрыв инструкторов с предприятия или наем новых). Если приток учеников регулярен и происходит большими группами, то затраты несколько снижаются.
  • Иногда могут возникнуть трудности при применении знаний и навыков на производственном оборудовании и в рабочих условиях.
  • Нельзя провести подготовку персонала с полным отрывом от производства. Некоторые навыки могут быть освоены только в условиях реальной работы и применимы только при наличии слаженной работы с другими работниками.
  • Из-за отсутствия на рабочем месте до окончания обучения возникает большая задержка между началом обучения и работы.

Подводя итог

Не всегда кандидат знает и умеет всё что нужно, он так или иначе будет привыкать к обстановке и свои коллегам и будет совершенствовать свои навыки с течением времени.

Его обучение может помочь процессу, которое должно быть организовано с умом, чтобы минимизировать затраты там, где это возможно и максимизировать качество обучения будущего сотрудника, ведь именно от этого будет зависеть его эффективность и приносимая польза.

Источник: https://plusiminusi.ru/obuchenie-na-rabochem-meste-plyusy-i-nedostatki/

Обучение на рабочем месте

Образование на рабочем месте

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах:

· копирование — работник прикрепляется к специалисту, и учиться, копируя действия этого человека;

· инструктаж — представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.

Например.

Каждый новый сотрудник Макдональдса получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителя, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ и т.п. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

· ученичество и наставничество — являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников, – начиная с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.

Прежде, чем приступить к самостоятельной практике будущие доктора работают в течение некоторого времени под руководством опытного врача, выполняя его задания и постепенно переходя к самостоятельной работе.

Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и, оказывая ему помощь – они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличие более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками.

Например.

Американская многонациональная компания назначает наставников из числа высших руководителей всем принимаемым на работу выпускникам бизнес школ.

В течение двух лет наставник и ученик регулярно обсуждают работу последнего, процесс его интеграции в организацию, возникающие проблемы.

При необходимости наставник использует свое положение для реализации проектов ученика, выделении ресурсов, принятии решения о его повышении.

Наставничество требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

· делегирование — передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы;

· метод усложняющих заданий — специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширение объема задания и повышение сложности. Заключительная ступень — самостоятельное выполнение задания;

· ротация – представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков.

Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.

Например.

В немецкой машиностроительной компании поступающие на работу молодые рабочие в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, переходя от одного рабочего места к другому через каждый месяц. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезней, увольнений, внезапного увеличения объема работ.

Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте:

Плюсы:

· содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации;

· могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в организации, а также методы выполнения работ;

· может быть экономически выгодным, если имеется достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии;

· переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал связан с работой.

Минусы:

· участники обучения встречаются только с работниками этой организации;

· участники могут часто отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с безвозвратной формой оплаты;

· участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя;

· такое обучение слишком специально для формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает сотруднику возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на – рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.

Обучение вне работы.

Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и обычно вне стен организации.

Методы обучения вне рабочего места:

· лекция — является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух.

Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты.

Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).

Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего – лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

· деловые игры – представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.

Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Например, исполняющий во время деловой игры роль директора по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на продукцию компании, отношения с заказчиками и т.п., а, следовательно, по-другому посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т.е. моделируя его.

Деловые игры достаточно полезны с точки зрения выработки практических навыков (составления планов, проведения совещаний, переговоров и т.д.), а также поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.).

Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями.

Деловые игры довольно дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и довольно много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, также требует участия специально подготовленных инструкторов.

Например.

Французская фармацевтическая компания использует компьютерную симуляцию для обучения руководителей и специалистов по маркетингу. В ходе игры конкурирующие между собой команды имеют возможность управлять такими параметрами как цена, затраты на рекламу и продвижение товара, количество и система стимулирования агентов по продажам, выбирать различные стратегии маркетинга.

Компьютер симулирует реакцию рынка на действие компаний, которые могут преуспеть или разориться. Игра позволяет в течение одного дня простимулировать события, занимающие в реальной жизни несколько лет.

· учебная ситуация — реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа. При этом устанавливаются жесткие рамки времени, которые сковывают мысль в производственной обстановке;

· самостоятельное обучение — является наиболее простым видом обучения — для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время — обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно.

Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах.

В тоже время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности обратной связи – обучающийся предоставлен самому себе.

Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

В продающихся сегодня компьютерных программах обучение происходит в режиме постоянного диалога обучающегося с компьютером, причем этот диалог ведется с помощью различных средств общения — компьютерной клавиатуры, голоса, видео изображений, графических материалов и рисунков.

При сохранении преимуществ индивидуального обучения (контроль скорости, повторение, доступность), использование средств мультимедиа дает возможность поддержания постоянной обратной связи и корректировки процесса обучения, что значительно повышает его эффективность.

Исследования американских ученых показали, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы.

В отличие от традиционных методов профессионального обучения при компьютеризированном обучении основные издержки связаны с разработкой, а не с реализацией программ обучения — сегодня подготовка обучающей программы продолжительностью один час стоит около 100,000 долларов.

Однако после того как программа разработана, обучение практически ничего не стоит организации, т.к. для ее использования не нужно ни инструкторов, ни помещений, ни учебных материалов.

Поэтому при большом числе обучающихся компьютеризированные программы становятся экономически очень выгодными.

Преимущества и недостатки обучения вне рабочего места:

Плюсы:

· участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций;

· может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое окажется недоступным в стенах вашей организации;

· может более экономически выгодным, если вы имеете наибольшее количество работников с одинаковыми потребностями в обучении;

· в сравнительно безопасной нейтральной обстановке частники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы.

Минусы:

· содержание курсов вряд ли точно соответствует потребностям организации;

· доступность и частота курсов обычно установлены внешней организацией;

· могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы.

Источник: https://lektsii.org/5-75949.html

Управление человеческими ресурсами

Образование на рабочем месте
sh: 1: –format=html: not found

Обучение персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Планирование обучения – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.    

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и перепод­готовка персонала.     

 Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и спосо­бов общения.     

Повышение квалификации персонала – усовер­шенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.     

Переподготовка персонала – освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения  персонала.    

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.    

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.    

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным ис­следованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:    

–                     знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходи­мых для выполнения обязанностей на рабочем месте;    

–                     умения – способность выполнять обязанности на рабочем месте;    

–                     навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;    

–                     способы общения (поведения) – выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляе­мым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=23052&chapterid=4661

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.