Какие виды экологического страхования существуют

Международный опыт экологического страхования

Какие виды экологического страхования существуют

В 60е годы ХХ века начали применять экологическое страхование для обеспечения безопасности окружающей среде, путем создания финансовых гарантий возмещения ущерба, возникшего вследствие негативных изменений в природной среде.

По мере развития экологоправовых отношений в сферу экологических гарантий вовлекались первоначально аспекты безопасности при промышленных авариях, позже безопасности множества «третьих лиц», которым вероятно может быть нанесен ущерб в результате экологических воздействий, что в итоге приводит к обеспечению экологической безопасности в виде непосредственного возмещения вреда, который причинен окружающей среде. В мировой практике страхование в сфере природопользования восстанавливает потери, нанесенные окружающей среде и «третьим лицам» за средства самих участников рынка, а не государственного бюджета. Что дает возможность государству выделять большую часть денег на защитные мероприятия, и более эффективно проводить восстановительные работы.

Основным мотивом появления экологического страхования яв-ся большие экологические ущербы, превосходящие ущербы, вызываемые пожарами и стихийными бедствиями.

Экологическое страхование ответственности появилось в США в 70/х годах, как ужесточение правового режима ответственности за негативное воздействие на окружающую среду.

Предпосылками, определившими спрос на страхование, которое обеспечивает защиту в результате влияния на окружающую среду в США стали: многомиллионные иски о компенсации вреда жизни и здоровью; был принят конгрессом ряд правовых актов (Акт о чистоте воздуха 1970 год, Акт о чистоте воды 1972 год, Акт о комплексных мерах по защите окружающей среды, компенсациях и ответственности 1980 год), которые установили, стандарты к загрязняющим веществам, а также появление принципа «виновник загрязнения платит».

Выделение института экологической ответственности в рамках принятой в 2004 г. ЕС Директивы 35/2004/ЕС дало начало к развитию экологического страхования ответственности в Европейских странах.

К настоящему времени экологическое страхование в Европе очень развито, этому способствовали создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования за экологические воздействия и формирование общественного экологического сознания.

Экологическое страхование постоянно совершенствуется, вносятся изменения в законодательную базу, страховые организации постепенно уменьшают число исключений, и одновременно, повышают лимит ответственности.

Все больше стран стремиться к созданию системы обязательного экологического страхования, внедрению системы совместной ответственности за вред, наносимый в результате загрязнения окружающей среды.

В ЕС механизм страхования возможности экологических рисков включает в себя несколько видов страховой защиты:

  • страхование ответственности за аварийное (внезапное) и(или) постепенное загрязнение окружающей среды в пределах страхования общей ответственности;
  • страхование ответственности только за аварийное (внезапное) загрязнение окружающей среды в пределах страхования общей ответственности;
  • страхование ответственности за аварийное (внезапное) и постепенное загрязнение окружающей среды в пределах экологического страхования.

Во многих странах Европы в настоящее время имеется тенденция к исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всевозможных рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, только в пределах договоров экологического страхования.

Ожидается, что Япония, ФРГ и Центральная Европа будут лидировать по объему расходов на природоохранные мероприятия.

Современные механизмы страхования США, Японии, Германии во многом могут защитить и хозяйственно – производственные объекты, и физические лица, и окружающую среду от воздействия разнообразных техногенных аварий.

В этих государствах сектор страхования сможет объединить финансовые резервы, для компенсации экологического ущерба. Во Франции госрегулирование экологических отношений осуществляется на всех уровнях власти и по различным направлениям начиная с 1970-х годов.

Расходы на экологию являются статьей госбюджета. Страхуется предусмотренная законом обязанность страхователя об уголовной ответственности правового характера за вред, нанесенный юридическим и физическим лицам, в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду, элементам риска.

Структура экологического ущерба, подлежащего компенсации согласно принятой международной практике и правовым нормам отдельных стран, включает следующие виды ущерба:

1) ущерб жизни и здоровью;

2) ущерб имуществу;

3) ущерб окружающей природной среде.

При этом в каждый из видов ущерба может входить исчисление потери прибыли. За рубежом такой вид убытков называют экономическими потерями. Отдельной категорией ущерба может рассматриваться расходы на мероприятия по предотвращению аварий.

Нанесение вреда жизни и здоровью, согласно практике зарубежных стран, определяется в исковом порядке. Возмещению подлежат затраты в связи с болезнью, т.е расходы на лечение, и потерянные доходы.

Может также возмещаться и моральный ущерб, размеры компенсации варьируют.

Однако системы страховой защиты граждан и национального достояния в развитых государствах, которые обладают экономической стабильностью, не могут быть в значительной степени заимствованы для использования в России.

Что, прежде всего связано с отсутствием в экономике РФ каких-либо элементов страхового подобия (реальные источники страховых взносов организаций, методических пособий оценки вреда, обоснованные страховые тарифы, эффективные рычаги влияния на компании, побуждающие их страховать возможные экологические последствия, последовательная концепция политики государства в контексте страховой защиты), с помощью которых можно было бы адаптировать системы развитых стран для экологической страховой защиты. Для России необходим иной подход к созданию подобного рода систем и механизмов.

Источник: https://xn--j1amm7a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81/

Страхование ответственности нанесения вреда экологии | TRUE страховой портал

Какие виды экологического страхования существуют

   Результат развития промышленности и производств всех видов в общем то известен всем – это загрязнение окружающей среды. Все применяемые защитные меры далеко не всегда способны обеспечить защиту экологии.

Кроме того, нередкими являются аварии и технологические катастрофы, которые приводят к значительному ухудшению состояния экологии.

Причины этого могут быть самые разные от халатности и непрофессионализма персонала предприятия, до устарелости и изношенности производственного оборудование.

   В независимости от причин, мы получаем негативный результат воздействия на экологию, который следует устранять. Расходы на устранение в первую очередь ложатся на предприятие, ставшее виновником сложившейся ситуации. В большинстве случаев – это значительные суммы, которые могут оказаться даже «неподъёмными» для предприятия.

   Поэтому одним из вариантов возмещения причиненного ущерба является страхование ответственности за нанесение вреда экологии. Надо признать, что данный вид риска является специфическим, и далеко не все компании предлагают данный вид страхования своим клиентам.

   Для заключения страхового договора страховщик выдвигает страхователю серьезные и строгие требования по соблюдению безопасности производства и оснащению предприятия инновационными очистительными системами, системами безопасности и оповещения.

Основные направления страхования экологической безопасности

   Система экологического страхования в большинстве случаев имеет комплексный характер и состоит из нескольких направлений:

   – страхование непосредственно предприятия, которое представляет собой потенциальный источник повышенной опасности; если такое страхование отсутствует, то вся сумма возмещения может лечь на предприятие, как на виновника ситуации, повлекшей за собой ухудшение экологии;

   – имущественное страхование, когда объектом могут выступать, например, земельные участки в случае присутствующей угрозы их загрязнения.

   Экологическое страхование представляет собой перспективное направление развития страховых услуг и оказывает непосредственное влияние на повышение надежности работы предприятий в разрезе их безопасности для окружающей среды.

Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды

   Защита окружающей среды от ущерба требует использования как гражданско-правовых методов, так и страхования.

   Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб, – это недопустимо высокий износ основных производственных фондов, низкая технологическая дисциплина, несвоевременное проведение ремонтных работ.

   Дорогостоящие природоохранные меры подчас нужны не для тех, кто их осуществляет. Потенциальный загрязнитель пребывает в уверенности, что для него самого экологически вредные действия пройдут безнаказанно. Это порождает незаинтересованность в охране природы, в предупреждении и устранении вредных воздействий на окружающую среду.

   Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 20-30%.

Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельцев предприятий за счет экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

   Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации убытков любому из них.

Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно не большие взносы с достаточного числа объектов, компенсировать «реализованную» опасность, т.е. ущерб.

Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановления здоровья и материального положения), окружающей среде (на очистку ее от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии), хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).

   Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, возмещение прямого имущественного интереса третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.

   Объект страхования – это риск гражданской ответственности, которая выражается в предъявлении страхователю претензий о возмещении вреда юридическим или физическим лицам.

Экологическое страхование аккумулирует денежные средства в фондах страховых организаций. При наступлении страховых случаев эти средства перераспределяются между третьими лицами для компенсации ущерба.

Часть средств инвестируется в деятельность страхователей.

   Страховые операции должны осуществляться на всех этапах деятельности предприятия-страхователя, начиная от технико-экономического обоснования и государственной экологической экспертизы проекта. В систему экологического страхования должны включаться юридические лица – собственники природных ресурсов, заинтересованные в страховой защите природной среды территории.

Субъекты экологического страхования

   Страховщик – это страховая организация, которая обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

   Страховое событие (случай) – применительно к экологическому страхованию внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности и сбросу загрязненных сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым продолжит возмещение, оговариваются при заключении договора страхования. Обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба.

   Аварией на опасном производственном объекте в соответствии с законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения (или технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте), неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам которых в результате аварии нанесен прямой ущерб.

   Страхователи – юридические лица, являющиеся владельцами источников повышенной опасности; предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами. Для юридических лиц возможно как добровольное, так и обязательное страхование, для физических – только добровольное. Юридические лица могут застраховать и собственные убытки от экологических аварий.

   Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, устанавливаемых в процентах годового оборота предприятия. При определении размера тарифных ставок помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.

   Страховое возмещение выплачивается при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном законом порядке.

Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества застрахованного лица; расходы, связанные с предварительным расследованием и т.д.

   Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков.

Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д.

Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

   Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.

   В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности) по каждому объекту страхования.

Минимальный размер страховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается Законом РФ «О промышленной безопасности производственных объектов».

   Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.

   Возможны случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика.

   Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок.

Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения.

При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству.

   Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании.

Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба.

С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

   Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.

   В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета.

Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды.

Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.

   В настоящее время бюджет Российской Федерации не позволяет в полной мере обеспечить фонды и резервы финансовыми ресурсами. Система внебюджетных экологических фондов в России начала создаваться в 1991-1995 гг.

Внебюджетные фонды дополняют бюджетные средства и средства предприятий – природопользователей.

Основные направления расходования средств экофондов – это строительство природоохранных объектов, экологическое образование населения, развития материально-технической базы природоохранных органов.

   Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров.

   Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время.

Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена.

Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль).

   По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ

Источник: https://trueinsurance.ru/strahovanie-otvetstvennosti-naneseniya-vreda-ehkologii.html

Экологические риски и экологическое страхование

Какие виды экологического страхования существуют
⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 38Следующая ⇒

16.1. Основные понятия и определения

Экологический риск – вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей среде или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Экологический риск можно классифицировать по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования.

По причине возникновения экологические риски класси­фицируются:

природно-экологические риски – риски, обусловленные изменениями в окружающей среде;

техникo-экологические риски – риски, обусловленные развитием техногенной сферы:

а) риск устойчивых техногенных воздействий – риск, свя­занный с изменениями окружающей среды в результате обыч­ной хозяйственной деятельности;

б) риск катастрофических воздействий – риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов;

социально – экологические риски – риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

а) эколого-нормативный риск – риск, обусловленный при­нятием экологических законов и норм или их постоянным уже­сточением;

б) эколого-политический риск – риск, обусловленный эко­логическими акциями протеста;

экономико-экологические риски – риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

Экологический риск и экологический ущерб – два взаимо­обусловленных понятия.

Экологический ущерб окружающей среды – фактические экологические, экономические и социальные потери, возни­кающие в результате правонарушения природоохранного зако­нодательства, хозяйственной деятельности, стихийных эколо­гических бедствий и катастроф.

Механизм возникновения вреда и основные механизмы его возмещения состоят в следующем:

страхование ответственности предприятием за вред, причиненный собственнику объекта окружающей среды;

страхование ответственности предприятием за вред, причиненный здоровью и имущественным интересам физиче­ских и юридических лиц;

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты окружающей среды;

обращение собственника объекта окружающей среды к загрязнителю с требованием возместить вред; либо обращение в суд с иском к загрязнителю;

негативное воздействие загрязненных объектов окружающей среды на здоровье и жизнь физических лиц;

обращение лиц к собственнику объекта окружающей среды с требованием о возмещении вреда, причиненного им загрязненным объектом;

обращение собственника загрязненного объекта окружающей среды в суд с иском к загрязнителю в соответствии с правом регресса;

обращение в специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды с заявлениями о защите нарушенных прав;

обращение в суд с иском к загрязнителю или собственнику загрязненного объекта;

обращение специально уполномоченных органов в суд в интересах государства или третьих лиц;

обращение страхователя к страховой организации о возмещении вреда, причиненного страховым случаем;

обращение страховой организации в суд по поводу оценки причиненного вреда третьим лицам или с регрессным иском к загрязнителю.

В случае удовлетворения заявленных требований о возмещении вреда:

I – собственник загрязненного природного объекта возмещает причиненный вред и возмещает убытки добровольно; возможно участие экологического фонда (п. 4 ст. 89 Закона «Об охране окружающей среды»);

II – загрязнитель (причинитель вреда) возмещает вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно (ст. 1082 ГК РФ);

III – страховая организация осуществляет страховое возмещение в пределах своей ответственности;

IV – в случае недостаточности страхового возмещения, страхователь возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;

V – Правительство РФ предоставляет необходимые суммы до полного возмещения убытков и вреда, причиненных воздействием загрязненного природного объекта, в той части, в которой убытки и вред превышают установленный для данного предприятия-загрязнителя предел.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения, производится по утвержденным методикам исчисления размера ущерба.

По решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

При этом непременно должно быть соблюдено одно условие: такое решение может быть принято, если на данный способ возмещения вреда согласились обе стороны.

При вынесении решения суд указывает в нем конкретные мероприятия по восстановлению окружающей среды и сроки их исполнения.

Оценка экологического риска

При оценке экологического риска учитываются химические и физические воздействия на окружающую среду. С учетом большого разнообразия воздействий необходим подход оценки влияния на ОС, рассматривающий их особенности. Однако система оценки риска общая, включающая как, собственно, оценку риска и управление риском.

Оценка риска – это расчет и анализ вероятности его появления, включая определение степени опасности для ОС. К экологическим последствиям можно отнести: разрушение или преобразование экологических систем, ухудшение качества ОС, негативное воздействие на здоровье людей и т.д.

Управление риском – это анализ рисков, принятие решений, которые предотвратят наступление рисковых событий или приведут к уменьшению риска.

Процесс управления рисками включает следующие этапы:

1. Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на ОС, и документирование их характеристик.

Должен быть реализован комплексный подход рассмотрения рисков, учитывающий их взаимное влияние. Например, при несанкционированных выбросах разных веществ на двух объектах за счет химического взаимодействия могут образовываться токсичные продукты реакции.

На этапе идентификации риска производится: определение источника риска, определение эффекта воздействия риска на ОС, определение зоны поражения объектов ОС.

При определении источника риска определяется возможность существования данной угрозы без количественных характеристик. Учитываются также внешние факторы, например опасные объекты, находящиеся недалеко.

При определении эффекта воздействия риска на ОС выясняется, что является объектом воздействия и в какой степени возможно это воздействие.

При определении зоны поражения объектов ОС производится рассмотрение сценариев дальнейшего развития событий и оценка того, какие последствия будет иметь данное событие для других объектов ОС.

Результатом процесса идентификации рисков является реестр рисков, содержащий:

список идентифицированных рисков;

список потенциальных действий по реагированию;

основные причины возникновения риска;

уточнение категорий рисков.

На данном этапе при оценке риска используется качественный анализ.

2. Количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на ОС, включающий в себя оценку зависимости «доза-ответ» и оценку воздействия (экспозиции) на ОС.

Оценка зависимости «доза-эффект» – это определение закономерностей, связывающих получаемую дозу вредного воздействия на ОС с вероятностью развития неблагоприятной экологической ситуации для объектов ОС.

Данная оценка чаще всего используется при определении воздействия факторов ОС на здоровье населения и основана на выявлении, прогнозировании и характеристике вредных эффектов у человека.

Критерии оценки зависимости “доза-ответ” и характеристики риска зависят от типа действия вредных веществ. В международной методологии оценки риска принято разделять канцерогенные (беспороговые) и неканцерогенные (пороговые) эффекты.

Многие химические канцерогены способны вызывать не только канцерогенные, но и общетоксические эффекты.

В связи с этим оценка риска воздействия подобных веществ должна осуществляться с учетом как их канцерогенного, так и неканцерогенного действия.

При оценке риска развития неканцерогенных эффектов обычно исходят из предположения о наличии порога вредного действия, ниже которого вредные эффекты не развиваются. В методологии оценки риска широко используются следующие понятия:

уровень не обнаружения вредных эффектов (NOAEL) – наивысшая доза или концентрация, при которой современными методами исследований не удается выявить вредных для здоровья эффектов (в отечественной литературе аналогом этого термина является термин максимальная недействующая доза или концентрация);

наименьший уровень экспозиции, при которой наблюдается вредный эффект (LOAEL или пороговая доза/концентрация).

В последние годы при обосновании безопасных уровней воздействия используется расчет так называемой реперной дозы или концентрации (BMD, ВМС).

Данный подход основан на анализе зависимости частоты исследуемого вредного эффекта от уровня воздействия химического вещества.

В качестве реперного эффекта (ВМЕ) обычно выбирается величина 1-10%, характеризующая возрастание вероятности развития вредного эффекта на 1-10% по сравнению с фоном или параллельным контролем.

Существует система референтных уровней воздействия, использующихся для оценки риска кратковременных, пиковых воздействий химических веществ.

Референтные уровни острых воздействий на населения установлены для атмосферного воздуха и питьевой воды. Особый подход используется при оценке риска кратковременных вредных воздействий, связанных с химическим загрязнением пищевых продуктов.

Для химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных мест, референтные уровни дифференцированы в зависимости от продолжительности воздействия (от 5 минут до 24 часов) и степени тяжести возможных изменений состояния здоровья людей.

Для условий городской среды наиболее распространенным периодом усреднения острых экспозиций является 1 час, что связано с практически значимыми суточными и часовыми изменениями промышленных выбросов в атмосферу, а также особенностями методологии анализа риска. Воздействие на уровне референтной концентрации допустимо не чаще одного раза в 2 недели.

3. Планирование реагирования на риски – определение методов по ослаблению или устранению отрицательных последствий рисковых событий. На этом же этапе возможно определение остающихся рисков и проведение оценки эффективности действий по минимизации рисков.

В настоящее время существуют сложности по разработке методик оценки экологического риска. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на окружающую среду и их взаимодействием между собой.

⇐ Предыдущая29303132333435363738Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x28a2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.