Использование отработанного масла в качестве топлива

РОСА-1 – Переработка отработанных масел – что посеем, то и пожнём

Использование отработанного масла в качестве топлива

В периоды кризиса остро встают вопросы экономии сырья и материалов, вторичного использования ресурсов, восстановления выработавших ресурс механизмов и материалов.

Растет год от года добыча сырой нефти – главного сырья для производства моторных масел. Только флагман мировой нефтегазовой промышленности компания Exxon Mobil, владеющая 38 нефтеперерабатывающими заводами в 21 стране мира, ежесуточно перерабатывает 6,3 млн. баррелей сырой нефти.

Потребление моторных масел в мире составляет примерно 60 млн. т в условном топливе. И есть данные только о четвертой части этого количества, сообщающие, что после отработки ресурса масло использовано повторно либо переработано или сожжено.

По нашей стране статистика еще печальнее. За год на территории РФ собирается около 1,7 млн. т различных отработанных масел (ОМ). Переработке при этом подвергается до 0,25 млн. т, или 15%, что составляет 3,3% от общего объема потребления.

Для сравнения: в Германии, занимающей первое место в Европе по очистке ОМ, производится сбор и использование около 55% всего объема потребленных свежих масел.

Немецкое законодательство в области защиты экологии обязывает производителей масла, чьи производства находятся на территории Германии, добавлять в производимые масла не менее 10% так называемого refining base oil – восстановленного масла.

В некоторых европейских странах существует порядок, когда при сдаче отработанного масла сдающий получает свежее масло со скидкой.

О необходимости сбора и переработки ОМ свидетельствует тот факт, что из примерно 100 т нефти получают только 10 т моторного масла, а при переработке 100 т ОМ можно получить более 80 т уже готового к употреблению продукта.

Вред отработанного масла для окружающей среды

Моторную смазку используют в двигателе определенное время. По истечении конкретного срока начинают образовываться продукты окисления, которые снижают полезные свойства масла и заставляют водителя его менять. Если владелец автомобиля безответственно относится к утилизации и просто сливает устаревший раствор на землю или в канализацию, это приведет к негативным последствиям.

Правильная утилизация отработанного машинного масла важна по нескольким причинам:

  • Попадая в воду, состав держится на поверхности, создавая ядовитую пленку: погибают рыбы и другие обитатели рек, снижается качество воды.
  • Впитываясь в землю, химикаты отравляют почву и делают ее непригодной для использования.
  • Слитое в канализацию моторное масло разрушает сантехнические системы и попадает в сточные воды, делая их токсичными.

Смазочные материалы наносят серьезный вред окружающей среде. Поэтому к вопросу их утилизации нужно относится с ответственностью

.

Основные выводы

  1. Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с проблемой, куда девать и как использовать отработанное масло.
  2. Если речь идёт о небольших объёмах отработки, то найти ей применение в хозяйстве не составит особого труда: ею обрабатывают деревянные и металлические предметы, что значительно увеличивает их срок эксплуатации, препятствуя процессу гниения и коррозии.

    Кроме того, отработанное масло с успехом применяется для смазывания поржавевших или трущихся металлических деталей и механизмов, а также в качестве горючей смеси.

  3. Если же речь идёт о значительных объемах отработанного масла, то оптимальным вариантом будет сдать его на специализированный пункт приёма вторсырья, получив, таким образом, ещё и материальную компенсацию.

  4. При проведении работ, связанных с применением отработанного масла, обязательно стоит подумать о личной безопасности, так как в отработке содержится много вредных и канцерогенных веществ, способных навредить вашему здоровью. Следует применить спецодежду, респиратор и толстые резиновые перчатки.

При использовании материалов thebestvideo.

ru необходима ссылка на источник.

Пункты приема моторных масел

Чтобы не заниматься утилизацией химикатов самим, можно отвезти их в пункт сбора. Проще всего найти такие организации в больших городах. Однако сейчас сбор и утилизация моторного масла становятся популярным стартапом для малого бизнеса, поэтому открываются по стране. В зависимости от компании, вторсырьё там могут принимать бесплатно или за небольшое вознаграждение.

В Москве переработкой машинного масла занимается несколько крупных компаний, связанных с отраслью нефтеобработки.

Обычно они предлагают потенциальным клиентам оставить заявку на сайте, а потом связываются с водителями автомобилей. Стоит учесть, что принимаются отходы в объемных количествах (обычно от 50 л).

Хранить и перевозить опасное вещество лучше в плотных закрытых канистрах или контейнерах.

Как переработать?

В зависимости от примененного процесса регенерации получают две-три фракции базовых масел, из которых путем компаундирования и введения присадок получают товарные масла: регенерированные моторные можно использовать как трансмиссионные, гидравлические масла, СОЖ и пластичные смазки, а кроме того, их используют при производстве асфальта.

Обычно при восстановлении в первую очередь механическим путем удаляют свободную воду и твердые частицы. Затем идет теплофизическая фаза – выпаривание, вакуумная перегонка. За этой фазой происходит физико-химическая обработка.

Дело в том, что при фильтрации ОМ наблюдается весьма незначительный эффект очистки за счет присутствия многофункциональных присадок, в составе которых есть моющий компонент.

Окисные соединения, которые под действием присадок находятся в коллоидном мелкодисперсном состоянии, необходимо с помощью коагулянтов несколько увеличить в объеме, тогда масло становится фильтруемым. Исследования доказали, что оптимальное коагулирование осуществляется в случае применения моноэтаноламина.

На следующем этапе регенерируемое масло подвергают микрофильтрации, пропуская его через мембраны, различающиеся как производительностью, так и термической устойчивостью, поскольку традиционным способом увеличения удельной производительности мембран является снижение вязкости жидкости за счет повышения температуры. Наиболее распространенными являются полимерные мембраны типа МФФК. Они способны отфильтровать около 800 л/(м2.ч) при диаметре пор 0,07 мкм. Металлокерамические мембраны типа «ТРУМЕМ» являются самыми производительными – при диаметре ячейки 0,07 мкм они пропускают 1000 л/(м2.ч). Для самой тонкой очистки применяют мембраны керамические одноканальные со средним диаметром пор 0,03 мкм. Углеродные одноканальные мембраны осуществляют наиболее грубую очистку: у них диаметр пор 0,1 мкм, зато эти мембраны термически устойчивы до 300 °С.

Высшей целью регенерации является получение масел с характеристиками, превосходящими первоначальные свойства продукта, поступившего на восстановление.

Это возможно, но для этого кроме вышеперечисленных этапов обработки ОМ требуется применять химические способы регенерации, связанные с использованием сложного оборудования и большими затратами.

Реально же очищенные ОМ обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств, обеспечивающих применение в менее нагруженных узлах и агрегатах машин.

Источник: https://EcoKroshka.ru/vidy-othodov/biznes-na-otrabotannom-masle.html

Использование отработки в хозяйстве: 7 интересных способов, рекомендации по утилизации

Использование отработанного масла в качестве топлива

Надоело выбрасывать отработанное масло, но вы не знаете, где найти ему применение? Тогда вы обратились по адресу! В нашей статье дается семь рекомендаций о том, где можно применить отработку в разных объемах (от 1 литра до 100-литровой бочки). В некоторых случаях за использованный продукт даже можно выручить неплохие деньги. Данные советы будут особенно актуальными для тех людей, у кого в гараже скопилось много отработанного масла.

Вылить

Не самая хорошая идея, однако это лучше, чем хранить отработку в гараже, захламляя свободное пространство. Хотя такими действиями владелец автомобиля загрязняет окружающую природу.

Но в законодательстве на данный момент нет никаких серьезных правовых основ, которые могли бы запретить автомобилистам выливать отработку на улицу (как в Европе), стоит помнить о моральной и этической сторонах вопроса.

Отходы отработанных машинных масел

Отработанное моторное масло имеет токсический состав, убивающий рядом с собой все живое. Если такая жидкость попадет в воду, она спровоцирует массовую гибель рыбы и других подводных обитателей.

Решили вылить отработку — делайте это правильно: на пустыре или свалке отходов, где загрязнение почвы не принесет большого ущерба природе, а вероятность попадания химикатов в водоем будет сведена к минимуму. Большие объемы отработки выливать запрещается!

Сдать на переработку

Что делать человеку, накопившему у себя в гараже несколько канистр или даже бочонков с отработанным маслом? Стоит последовать примеру автомастерских, накапливающих годами использованный продукт в специальных емкостях — его вывозят на заводы по переработке (есть почти в каждом крупном городе), получая за это солидные деньги.

Данный способ имеет несколько существенных преимуществ:

  1. Все абсолютно законно — компании по переработке имеют все необходимые лицензии.
  2. Отдавая масло на переработку, вы заботитесь о чистоте окружающей среды.
  3. Появляется возможность использовать отработанный продукт повторно.

Прием отработанного масла

Что происходит с машинным маслом после попадания на специальный завод по переработке? Все очень просто — оно проходит несколько процедур очистки, затем вновь разливается по бутылкам и продается в качестве дешевого масла. Та же отработка, которая не подлежит восстановлению, используется как горючее на производственных участках. Цены на прием отработки зависят от региона и политики компании, занимающейся переработкой масла.

Использовать для отопления

Сжигание — весьма гуманный способ утилизации отработанного машинного масла.

Да, дым от продукта выглядит достаточно угрожающе, но на самом деле после сгорания большинство смол оседают в печи (или другом отопительном приспособлении), а в воздух выделяется в основном углекислый газ.

Хотя все-таки избавляться от больших количеств машинного масла таким способом не рекомендуется — могут пожаловаться соседи или случайные прохожие.

Использовать отработанное масло в качестве топлива — отличная идея для тех, кто содержит хозяйство или занимается выращиванием овощей в теплицах.

Дрова, политые отработкой, разгораются за несколько минут, так что проблем с растапливанием печки не возникнет, даже если вы используете сырые дрова.

В промышленных теплицах фермеры иногда устанавливают тепловые пушки, работающие на дизельном топливе, разбавленном отработанным маслом.

Пропитывать древесину

Не спешите выбрасывать отработку или использовать ее в качестве топлива, если вы являетесь обладателем деревянного дома или у вас хотя бы есть утварь (лавочки, столы, забор), изготовленная из природного материала.

За годы жизни в дерево начинают проникать вредители, в результате чего оно превращается в требуху. Предотвратить такой сценарий можно путем обработки древесины химическим составом, например, отработанным маслом.

Помимо защиты от вредительства, использованное масло гарантирует защиту деревянного предмета от влаги, грибка и прямых солнечных лучей.

Однако если вы решили обработать таким продуктом жилой дом, то будьте готовы, что первое время в помещении будет неприятно пахнуть.

Так что работу лучше всего проводить за день до отъезда, например, на дачу или в отпуск на море. Также берегите дом от огня — одна спичка, и он вспыхнет, как стог сена.

Один из самых распространенных способов применения отработанного машинного масла.

Учитывая то, что даже использованный продукт сохраняет свои смазывающие качества, его можно использовать для обработки резьбовых соединений, цепей и прочих поверхностей трения, нуждающихся в регулярной смазке.

Вы ведь не забыли, как ваш отец или дедушка на просьбу смазать цепь у велосипеда всегда приносил старую канистру с отработкой?

Смазка цепи отработкой

Но все же отработанное масло годится для смазки далеко не каждого приспособления. Ничего страшного не произойдет, если вы используете его для обработки замочной скважины, навесов на дверях хозяйственных построек, механизма тисков и другого инструмента.

Для смазки цепи бензопилы или тонкой работы над шарнирами дрели отработка не подойдет. В этих целях обычно применяется свежее и качественное минеральное масло.

Если вы увлекаетесь кузнечным ремеслом, то наверняка слышали, что металл станет крепче, если остужать его в масляном составе, например, отработке.

И хотя для тонкой работы такой состав не годится, вы все еще можете придать прочность садовым инструментам (лопаты, грабли, тяпки) или строительным материалам, нуждающимся в повышенной прочности.

При этом не обязательно быть кузнецом и иметь горн, чтобы закалить металл. Если деталь маленькая — хватит и газовой горелки.

Воронение ножа в отработанном масле

Оружейники и любители охотничьего промысла используют отработку, чтобы придать стволам гладкоствольного или нарезного оружия его первоначальный черный цвет.

Такой способ чернения максимально приближен к тому, что используется на оружейных заводах.

И хотя для проведения процедуры требуются определенные знания, опыт и сноровка, результат может превзойти все ваши ожидания — оружие вновь обретет первозданный внешний вид и получит защиту от коррозии.

Заливать в пороги и другие полости автомобиля

Отработанное масло обладает еще одной важной функцией — защитой металлических деталей от коррозии.

Так почему бы не использовать его для обработки порогов, крыльев и прочих полостей автомобиля, которые чаще всего подвергаются воздействию ржавчины.

Все, что потребуется — смазать поверхность горючей жидкостью. Причем, данный способ подходит для обработки как черных, так и цветных металлов.

Обработка детали отработанным маслом продлевает срок ее службы примерно на 5 лет.

Однако помните о правилах техники безопасности при проведении обработки, а также о том, что смазанный металл может легко воспламениться даже спустя несколько недель после нанесения масла.

Если слой будет достаточно толстым, покрытие не утратит свои антикоррозийные свойства даже при контакте с водой (например, во время дождя). Именно поэтому в первую очередь отработкой смазывают пороги.

Использовать в качестве приманки кабанов на охоте

Профессиональные охотники уже несколько десятилетий эффективно используют отработанное масло для приманки кабанов в лесу. Запах солярки приманивает животных, даже если они находятся за несколько километров от его источника.

Чтобы соорудить приманку, можете следовать инструкции, описанной чуть ниже:

  1. Вырываем в охотничьих угодьях яму примерно на 20 литров.
  2. Наливаем в углубление отработку, разбавленную двумя литрами солярки (10:1).
  3. Над ямой вешаем любую веревку, после чего прикрепляем к ней платок, смоченный в соляре.

Ветер довольно быстро распространит запах дизельного топлива по угодьям, так что уже через пару часов к «купальне» явятся кабаны. Увидев масляную лужу, животное не сможет удержаться от того, чтобы не искупаться в ней (отработка убьет всех паразитов на теле кабана). Так что останется лишь подстрелить животное на подходе к приманке.

Как видите, способов применения отработанного масла существует немало.

Источник: https://kraska.guru/specmaterialy/drugie-pokrytiya/ispolzovanie-otrabotki.html

Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве. Часть 1

Использование отработанного масла в качестве топлива

Практика использования отработанного минерального масла в производстве широко распространена на предприятиях нашей страны.

В данной статье разберемся, какие требования предъявляются к отработанным маслам как к продукции, оценим риски такого подхода и постараемся сформулировать идеальные условия, при которых отработанное масло можно считать побочной продукцией, то есть топливом для энергетических установок.

Отработанное масло часто используют на предприятиях в качестве смазочного материала или топлива, однако возникает вопрос: считать его отходом или продукцией? Ведь если это отход, то для обращения с ним нужна лицензия.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ1 отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.

– Реклама –

Вместе с тем действующая редакция Закона № 89-ФЗ1 не содержит определения «удаление», хотя это один из основополагающих терминов. Это слово пришло в наше законодательство из Базельской конвенции2, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 № 49-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 2 Базельской конвенции2 «удаление» означает любую операцию, приведенную в приложении IV к Базельской конвенции. В разделе «В» этого приложения перечислены все операции такого типа с материалами, которые юридически определены как опасные отходы или считаются таковыми, включая:

▸R1: «Использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии»;
▸R9: «Повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов».

Базельская конвенция2 не содержит термина «утилизация», только «использование», означающее сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления, в отношении которых получено разрешение или лицензия от соответствующего органа того государства, на территории которого находятся такие места или объекты.

Отметим, что на Шестом совещании в рамках конференции сторон Базельской конвенции (прошедшей в Женеве 9−13 декабря 2002 г.) была сделана оговорка: рассматриваемые в Базельской конвенции материалы не всегда представляют собой отходы. В частности, к отходам не относятся побочные продукты, предназначенные для последующего использования в промышленности.

Да и в целом в Базельской конвенции2 речь идет об отходах, которые не только удаляются за границы предприятия, но и в принципе подлежат перемещению через границы государств.

Статья 50 Модельного закона об отходах производства и потребления3 устанавливает следующие требования к обращению с отработанными нефтепродуктами, включая моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости:

▸Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

▸Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.

▸Субъектами системы обращения с отработанными нефтепродуктами являются в том числе хозяйствующие субъекты, использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды.

▸В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются в частности регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.
▸Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.

Все масла и смазочные материалы, которые выпускаются в обращение на территории нашей страны, должны соответствовать ТР ТС 030/20124 (с изменениями на 3 марта 2017 г.), действие которого распространяется и на отработанную продукцию (см. пп. 1.1, 1.3).

Отметим, что пп. 1.3, 1,4, 3.8, 4.1 данного технического регламента включены в Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)5.

Вместе с тем согласно п. 1.4 действие ТР ТС 030/20124 не распространяется на продукцию, которая не подпадает под понятия «масло», «смазочный материал», «специальная жидкость», установленные ст. 2 настоящего регламента.

Масло — жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.

Смазочный материал — вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности.

Жизненный цикл — этапы (стадии) состояния продукции при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации).

Отработанная продукция — отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.

Идентификация отработанной продукции — определение принадлежности отработанной продукции к отходам того или иного вида и установление данных о ее опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках.

Обращение продукции на рынке — этапы движения продукции от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит продукция после выпуска ее в обращение.

Обращение отработанной продукции — этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции.

Переработка (утилизация) отработанной продукции — процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции.

Паспорт безопасности химической продукции — документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.

Паспорт качества продукции (отработанной продукции) — документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемой изготовителем.

Из ст. 2 ТР ТС 030/20124

Согласно п. 3.3 ТР ТС 030/20124 идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в целях применения данного регламента проводится по документации.

В качестве нее могут быть использованы технические документы и/или паспорта качества, протоколы испытаний, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию.

Масла, смазочный материал и специальные жидкости определяет использование продукции в качестве смазочного материала или специальной жидкости.

Идентификация отработанной продукции проводится по следующим признакам:

▸предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
▸получена в результате использования продукции по прямому назначению;
▸используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

В п. 3.

8 регламента приведены требования, предъявляемые к обращению с отработанной продукцией: в частности, запрещается ее смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Также с 1 января 2019 г. введен в действие ГОСТ Р 56 828.42−20186, которым установлены минимальные требования к номенклатуре показателей, характеризующих наилучшие доступные технологии утилизации отработанных масел и используемых при выборе и внедрении технологий.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 56 828.42−20186 отработанные масла — это жидкости нефтяного и/или синтетического (полусинтетического) происхождения, использованные в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости, утратившие потребительские свойства, собранные раздельно или в смеси.

В п. 3.

2 данного стандарта указано, что утилизация отработанных масел — это использование отработанных масел после полного или частичного восстановления их первоначальных свойств по первоначальному или иному назначению, а также для производства аналогичной продукции, использования масел в качестве сырья для производства товарных нефтепродуктов или иной продукции.

Пунктом 3.3 ГОСТ Р 56 828.42−20186 установлено, что воздействие на отработанные масла с целью их очистки от загрязнений, в том числе от механических примесей и воды, является подготовкой отработанных масел к утилизации.

А п. 6 ГОСТ Р 56 828.42−20186 прямо установлен запрет на смешение отработанного масла с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок.

При этом согласно подп.

2 того же пункта сжигание отработанных масел осуществляют только в случаях, которые установлены действующими нормативными правовыми актами, регулирующими обращение с отходами, а также в соответствии с ИТС 15−2016 «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям.

Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)»7. Сжигание отработанных масел с утилизацией тепла допускается в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют обращение с отходами.

В пп. 9−10 ГОСТ Р 56 828.42−20186 приведены показатели для выбора способа утилизации отработанных масел и иерархия выбора способов утилизации отработанных масел.

Кроме того, в приложении, А к ГОСТ Р 56 828.42−2018 установлены коды продукции, отходы использования которой подлежат утилизации с применением наилучших доступных технологий.

Анализируя этот документ, стоит обратить внимание на то, что, в принципе, сжигание данных веществ возможно, хотя здесь уже установлен прямой запрет на добавление масла к другому топливу, а предварительная очистка может быть расценена как обработка.

В ГОСТ 21 046–20158 даны следующие определения.

Отработанные нефтепродукты — нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.

Жизненный цикл — этапы прохождения продукции через выпуск в обращение, обращение, использование (эксплуатацию) и переработку и/или утилизацию.

Переработка и/или утилизация отработанных нефтепродуктов — процессы завершения жизненного цикла отработанных нефтепродуктов с целью получения других нефтепродуктов.

Из ГОСТ 21 046–20158

Согласно п. 4.2 ГОСТ 21 046–20158, отработанные нефтепродукты, используемые предприятиями для собственных нужд, собирают в соответствии с технической документацией по маркам, сортам, группам или подгруппам.

Также стоит обратить внимание на п. 5.1.

3 данного стандарта, согласно которому при сборе отработанных нефтепродуктов всех групп следует исключить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе отработанных масел групп ММО (моторных) и МИО (индустриальных) — смешивание их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.

В таблице 2 ГОСТ 21 046–20158 установлены физико-химические показатели качества отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и сдаче на переработку и/или утилизацию. Аналогичные требования приведены в приложении 3 к ТР ТС 030/20124.

При этом следует помнить, что с 1 сентября 2011 г. большинство ГОСТ не являются обязательными, за исключением ряда случаев (ст. 5, 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ9), к тому же эти документы относятся не к природоохранному законодательству, а к стандартизации.

Как видим, исходя из определений ТР ТС 030/20124 использованное и слитое из системы масло, которое утратило свои эксплуатационные свойства (определенные в паспорте и связанные именно с маслом), никак не может быть применено по прямому назначению как масло или смазочный материал и не соответствует требованиям ТР ТС 030/2012, однозначно является отходом. Однако такое определение не вполне соответствует Закону № 89-ФЗ, поскольку не связано с понятием удаления. Отчасти дело в том, что ТР ТС 030/2012 был разработан и вступил в силу до 2015 г., когда было скорректировано определение термина «отход».

Из приведенного выше анализа следует, что, если вы идентифицировали отработанную продукцию (масло) как отход или не идентифицировали ее иначе (по умолчанию надзорные органы будут считать ее отходом), то должны обязательно передать его на утилизацию.

Требование к передаче на утилизацию может быть установлено производителем и содержаться в сопроводительных документах на продукцию.

Это в интересах производителей, поскольку масла входят в группу № 17 («Нефтепродукты») Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств10.

Вместе с тем после анализа представленных норм можем сделать вывод, что слитое из систем масло можно использовать как смазочный материал с минимальным риском, если оно соответствует ТР ТС 030/2012 (см. приложение 3). При этом необходимо:

▸собирать сливаемые масла раздельно по видам и маркам;▸устанавливать соответствие эксплуатационных качеств каждой партии ТР ТС 030/2012;▸использовать данное масло исключительно для собственных целей: как смазочный материал для оборудования без дополнительной очистки;▸разработать внутренний документ, в котором будет описан данный технологический процесс;▸вести внутренний учет данных смазочных материалов;

▸не позиционировать слитые масла как отходы во внутренней документации и отчетности.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2021/01/pravovye-nyuansy-ispolzovaniya/

Использование отработанных масел в качестве топлива

Использование отработанного масла в качестве топлива

УДК 502.55:628.5 А.И. Авласевич, И.Б. Оленев, А.С. Климов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА

Разработана схема использования масел в качестве топлива. Произведен расчет вредных веществ при сжигании отходов масел. Показана экономическая целесообразность использования отходов масел в качестве топлива.

Ключевые слова: масло отработанное, использование, топливо, загрязняющие вещества, атмосфера, выбросы.

A.I. Avlasevich, I.B. Olenev, A.S. Klimov WASTE OIL USE AS FUEL

The scheme for oil use as fuel is developed. Harmful substance calculation in the process of burning the oil wastes is made. Economic feasibility of the oil waste use as fuel is shown.

Key words: waste oil, use, fuel, polluting substances, atmosphere, emissions.

В связи с ростом мировых цен на сырую нефть и нефтепродукты возникла необходимость разработки и внедрения новых методов и технических решений высокоэффективного использования топлива, тепловой энергии и вторичных энергетических ресурсов в промышленности.

Многие предприятия имеют резервы экономии топлива за счет более полного использования вторичных энергоресурсов. В структурных подразделениях предприятий образуются различные виды отработанных масел. Это делает обоснованным поиск решений, направленных на совершенствование процессов сжигания этих топлив в топочных устройствах.

В процессе поиска таких решений особое внимание должно уделяться экологическим аспектам сжигания жидкого топлива совместно с отходами масел.

На предприятиях и в цехах по ремонту автомобилей и тракторов, а также в организациях различных ведомств образуются отработанные минеральные масла.

Часть отработанных масел подвергается регенерации, однако значительное их количество, загрязненное твердыми примесями, кислотами и щелочами, собирается и вывозится на специальные предприятия для уничтожения. Жидкие отходы, не подлежащие регенерации, содержат 80-93 вес. % отработанных масел, 2-5 вес.

% твердых примесей и 5-15% воды. На вывоз и транспортировку промышленные предприятия и транспортные организации затрачивают ежегодно десятки тысяч рублей.

Опыт, однако, показывает, что указанные жидкие отходы могут быть успешно использованы в качестве горючих вторичных энергоресурсов при сжигании в печах.

Цель работы заключена в исследовании сжигания отработанных масел совместно с мазутом и анализе выбросов загрязняющих веществ.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Разработать технологическую схему использования масел в качестве топлива.

2. Исследовать влияние различных по составу масел на образование вредных веществ.

3. Рассчитать эколого-экономическую эффективность от внедрения использования масел в качестве топлива.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались комплексный подход, включающий в себя анализ и обобщение данных научно-технической литературы по проблеме исследования, и расчетные исследования.

Если перемешать в определенном соотношении отходы отработанных масел и мазут в эмульсионной установке, то можно получить относительно однородную топливную смесь, обеспечивающую устойчивое и качественное сжигание в печах [1].

Для использования отработанных масел в качестве топлива предлагается схема смешивания их с мазутом. При этом среднее количество масла в топливе составит

а = МОТРМАС ,100о/о | (1)

где М отрмас – количество отработанных масел поступающих на смешивание, т/год;

М маз – потребность в топливе предприятия, т/год.

Технологические схемы эмульсионных установок должны предусматривать постоянную работу центробежного или вихревого эмульсатора в период сжигания жидких отходов, а при значительном удалении эмульсионной установки от печей – установку дополнительного эмульсатора перед форсунками или использование специальных форсунок [2].

Принципиальная схема установки сжигания смеси «отработанное масло – мазут» приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Принципиальная схема установки сжигания смеси «отработанное масло – мазут»:

1 – действующий мазутопровод; 2 – трубопровод из стационарных мест хранения отработанных масел; 3 – емкости с отработанными маслами подвозимые на автотранспорте; 4 – центробежный эмульсатор;

5 – топливный насос; 6 – трубопровод рециркуляции; 7 – промежуточная емкость хранения смеси «отработанное масло – мазут» с обогревом; 8 – запорная арматура

Разогретый мазут по мазутопроводу 1 направляется на сжигание, при использовании в качестве топлива смеси «отработанное масло – мазут» мазут направляется в центробежный эмульсатор 4, куда также подаются отработанные масла.

Особенность заключается в приеме отработанных масел как со стационарных емкостей сбора по трубопроводу 2, так и из емкостей 3, подвозимых автотранспортом.

В эмульсаторе происходит смешивание отработанных масел и мазута, затем смесь по трубопроводу направляется в промежуточную емкость хранения с подогревом 7, при наполнении емкости смесь при помощи топливного насоса 5 направляется на сжигание.

Регулирование подачи топлива осуществляется при помощи работы запорной арматуры 8.

Периоды заполнения промежуточной емкости 4 имеют различные временные интервалы, для оптимального качества смеси «отработанное масло – мазут» установка снабжена рециркуляционной линией 6 и при помощи установленного на трубопроводе топливного насоса подачи отработанных масел производится рециркуляция смеси через эмульсатор с периодом 48 ч. Основным преимуществом данной установки является то, что неравномерность образования отработанных масел не влияет на качество смеси «отработанное масло – мазут» и количество топлива, необходимого для работы печей.

Перечень загрязняющих веществ, образующихся при сжигании мазута, приведен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень и характеристика загрязняющих веществ, образующихся при сжигании мазута

Код Наименование вещества Класс опасности ПДК, мг/м3

110 Пятиокись ванадия 1 0,002

328 Углерод черный (сажа) 3 0,15

301 Азота диоксид 2 0,2

330 Сера диоксид 3 0,5

337 Углерода оксид 4 5,0

703 Бенз[а]пирен 1 0,000001

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проведен по методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 20Гкал в час [3].

На одном из предприятий г. Красноярска годовая потребность в топливе пламенных печей составляет 1532 т/год. На предприятии образуется 117 т/год отработанных масел, которые используются в качестве топлива, при этом расход мазута составит 1415 т/год. Проведен расчет выброса вредных веществ с использованием отработанных масел и при сжигании мазута в количестве 1532 т/год.

Расчет выбросов углерода черного (сажи) производится по формуле

МТВ=0,0\-В-аун-Ар -(1-77), (2)

где В – расход топлива в год, т;

ayн – доля золы, уносимой газами из печи, аун=1,0;

Ар- зольность топлива на рабочую массу, %;

V – доля твердых частиц от их общего количества, улавливаемых в золоуловителях, =0.

Расчет выбросов окислов серы в перерасчете на 502 производится по формуле

МЮ2 =0,02-5-.(1-О2).(1-72Х (3)

где В – расход топлива в год, т;

5Р – содержание серы в топливе на рабочую массу, %;

г1'ю – доля оксидов серы, связанных с летучей золой в печи, ?)1802 =0,02;

77 – доля оксидов серы, улавливаемых в мокрых золоуловителях, для сухих золоуловителей Г]0 =0.

Расчет выбросов углерода оксида производится по формуле

МСо = 0,001 'ССо

где Ссо – выход окиси углерода при сжигании топлива определяется по формуле Ссо – ■ Я ■ ()р :

цз – потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива, %, дз=0,2, %;

QН – низшая теплота сгорания натурального топлива, МДж/кг;

[ – коэффициент, учитывающий потери теплоты в следствие химической неполноты сгорания топлива, [=0,65;

В – расход топлива в год, т;

Ц4 – потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания топлива, %, Ц4=0,1.

Расчет выбросов азота диоксида производится по формуле

МЫо2 = 0,001 • В ■

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-otrabotannyh-masel-v-kachestve-topliva

Куда девать отработку: 9 способов использования

Использование отработанного масла в качестве топлива

Здравствуйте, уважаемые читатели!

При техническом обслуживании (ТО) автомобиля часто возникает необходимость поменять моторное масло.

Слив отработанного моторного масла

Если ТО проводится в автосервисе – механики сливают отработанную жидкость (или просто – отработку) в специальную тару и сдают ее на переработку. Однако есть водители, которые меняют масло сами. Его сливают в специальную тару (например, канистру или бочку).

Сливать моторное масло куда попало (например, на землю) нельзя, так как отработка токсична и навредит экологии. Между прочим, в Европе нарушение этого запрета карается большими штрафами.

Итак, вы слили отработку, но куда же ее девать? Рассмотрим несколько способов ее использования.

Избавляемся от отработки

Есть пара способов избавиться от слитого масла:

1. Обратиться в компанию, которая утилизирует промышленные отходы. За услугу придется заплатить. Учтите, что не везде есть такие организации и большинство из них не работает с малыми объемами и физ. лицами.

Автоцистерна с отработанным маслом

2. Продать отработку. Скупкой такого масла занимаются как специализированные компании, которых в нашей стране совсем немного, так и частные лица, делающие на этом бизнес.

Большинство организаций закупают отработанную жидкость только в больших объемах, но при этом дают за нее больше (в расчете руб./л), чем частники. Так что скупая отработку подешевле, перекупщики оптом сдают ее в компании и навариваются на этом.

Применение отработанного масла в быту и на производстве

Далеко не всегда слитое масло утилизируют. Оно может пригодиться для решения как производственных, так и бытовых задач:

Способ 1.Переработка на заводе. На заводе отработку очищают, из нее добывают базовый состав (как правило, очень хорошего качества). Потом полученный состав добавляют в новое масло. И, вуаля, жидкость, прослужившая немалый срок службы, снова на прилавке.

Такая переработка менее затратна, чем изготовление автомобильных масел из нефти и нефтепродуктов, и естественно, выгоднее для производителей моторных жидкостей.

Способ 2.Применение отработки в промышленности. Конечно, автомобили требуют чистого и качественного моторного масла. Поэтому его приходиться менять через каждые 10000-15000 км.

Однако есть машины (например, комбайны, тракторы и др. сельхозтехника), которым подойдет отработанная моторная жидкость. Перед применением она проходит фильтрацию и обогащается необходимыми присадками.

После фильтрации отработки и добавления в нее присадок такой продукт можно использовать в сельхозтехнике

Способ 3. Смазка для подвижных механических деталей. Отработанным моторным маслом можно смазывать различные агрегаты на промышленных предприятиях и в быту.

Например, на станциях техобслуживания отработка сгодится как смазка для деталей автомобилей: петель, замков, гаек и т.д. Также ею смазывают велоцепи, электро- и бензопилы (хотя это спорный вопрос с точки зрения эффективности ).

Способ 4. Горючее средство для обогрева. Так как масло хорошо и долго горит, его часто применяют в печах и отопительных котлах (в частных домах, гаражах, бытовых помещениях).

Способ 5. Средство от коррозии. С целью защиты от коррозии маслом, которое слили с двигателя, можно обрабатывать металлические трубы и хомуты, колесные арки, полости порогов и днища автомобилей. Перед этим убедитесь, что в них нет сквозных дыр.

В сельской местности так обрабатывают металлические инструменты и инвентарь перед консервацией на зиму.

Способ 6. Защита деревянных конструкций. Пропитанные отработанным маслом деревянные сваи, заборы, фундаменты, столбы или др. конструкции будут защищены от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения.

Из-за токсичности такой пропитки ее не рекомендуется применять в закрытых жилых помещениях. Кроме того, своременные защитные средства порой превосходят отработку по эффективности, декоративным свойствам и запаху.

Отработанное масло защищает древесину от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения

Способ 7 . Использование отработк при кровельных работах. Битум часто используется при проведении кровельных и монтажных работ.

Его использование позволяет герметизировать швы перекрытий, предотвратить попадание влаги внутрь строительной конструкции.
При замешивании битума нередко используется отработанное машинное масло, выступающее в качестве пластификатора. Или в качестве защиты от пацанов, бегющих по крышам гаражей ).

Такие битумные смеси способны эффективно пачкать юных хулигантов в течние 5-8 лет после нанесения.

В настоящее время данный метод применения отработки является одним из самых эффективных способов его утилизации.

Однако в некоторых случаях отработанное масло может привести к негативным последствиям. Поэтому перед началом работ следует внимательно ознакомиться с особенностями и основными требованиями к применению отработки.

Способ 8. Варварский. С советских вермен, когда никто не задумывался над экологией, одним из распространенных способов использоваиня отработки было проливание почвы на тех участках, где не должна расти трава (дорожки, отмостка).

Способ был эффективный, но вся эта отработавшая гадость проникала в почву и попадала в грунтовые воды, которую добывали для питья и других хозяйственных нужд. Сейчас экология – один из ключевых вопросов.

Поэтому так применять отработку мы категорически не советуем. Это – преступление!

Способ 9. Теплоноситель. Такой способ годится для самодельщиков, которые с минимальными вложениями пытаются сделать отопление для небольших бытовых помещений, дачных домиков, гаражей и т.д.

Этот способ хорош, но продукты износа мтеаллических деталей способны засорить теплопровод. Очищать его – еще та задача… Поэтому над таким способом стоит хорошенько подумать.

Как видим, даже отработанное моторное масло может в некоторых случаях пригодиться.

А какие применения отработки известны вам? Пишите в комментах:)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db80b6a98fe7900ad127d7a/kuda-devat-otrabotku-9-sposobov-ispolzovaniia-5ea7ec3131870262df86bf24

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.